Представляем проект резолюции мероприятия. Сейчас ведутся необходимые консультации по тексту документа, окончательный вариант можно будет увидеть здесь не позднее 12 декабря текущего года.
Резолюция Межрегионального Конгресса участников отрасли
легкового такси /Проект/
4 декабря 2013 года г. Иваново
4 декабря 2013 года в городе Иваново, Межрегиональным Транспортным профсоюзом был организован Межрегиональный конгресс участников отрасли легкового такси. Необходимость проведения подобного мероприятия продиктована отклонением Государственной Думой Российской Федерации сразу нескольких законопроектов по такси за короткий промежуток времени, а также назревшей необходимостью внесения изменений в Федеральное законодательство о такси.
В работе конгресса приняли участие представители Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, руководители региональных уполномоченных органов исполнительной власти, члены правительства Ивановской области, представители ГИБДД, УМВД, представители объединений частных охранных предприятий, представители организаций партнеров НИС ГЛОНАСС, представители некоммерческих объединений таксомоторной отрасли, а так же владельцы таксопарков и Служб заказа такси из: г.Москва, г.Санкт-Петербург, а так же: Московской, Калужской, Ивановской, Костромской, Ярославской, Белгородской, Кировской, Владимирской, Нижегородской, Ленинградской, Ульяновской, Пензенской областей, и республики Мордовия.
Проведение данного мероприятия, позволило участникам получить срез мнений профессионального сообщества из достаточно большого количества субъектов Российской Федерации, различной размерности и степени населенности, а так же всех форм и видов предпринимательской и общественной деятельности в сфере оказания услуг легковыми такси по следующим вопросам
· Передача полномочий по подготовке и вынесению законодательных инициатив в сфере регулирования деятельности таксомоторной отрасли в ведение Комитета по транспорту Государственной Думы Российской Федерации с привлечением широкого круга экспертов и профессионалов.
· Недавние инициативы Департамента Транспорта города Москва – Государственное регулирование тарифов на услуги такси.
· Ответственность Диспетчерских служб такси. По мнению большинства участников отрасли невозможность контроля их деятельности, а также отсутствие ответственности, дает возможность этим компаниям, становиться организаторами массовых нелегальных перевозок в такси и дает им приоритет перед официальными перевозчиками и возможность недобросовестной конкуренции.
· Невозможность добровольной сдачи разрешения на деятельность такси. Закон предусматривает аннулирование разрешения только в судебном порядке по инициативе уполномоченного органа.
· Массовый отказ Страховщиков в оформлении полиса ОСАГО на автомобили такси. Необоснованно высокий тариф на услуги страхования по ОСАГО для автомобилей такси. Проблема актуальна в большинстве регионов Российской Федерации.
· Введение в некоторых регионах страны, требований к использованию
единых цветовых гамм автомобилей для такси.
Выслушав докладчиков, а так же проведя необходимые всесторонние обсуждения вопросов повестки дня, конгресс решил выразить свое мнение по данным вопросам в виде резолюции мероприятия;
1. Безопасность пассажирских перевозок в легковых такси
Рассмотрев первый вопрос «Безопасность пассажирских перевозок в легковых такси водителей и пассажиров», участники конгресса пришли к следующему мнению:
1.1. Обратится к профессиональному сообществу с рекомендацией больше внимания уделять безопасности водителя такси, провести инструктажи с диспетчерским персоналом на предмет согласованности действий в случае сообщения о нападении от водителя;
1.2. Рекомендовать:
1.2.1. разработчикам программного обеспечения для диспетчерских пунктов и рабочих мест водителя, снабжать интерфейс приложений кнопкой экстренного вызова помощи и возможностью отслеживания местонахождения и перемещения водителя, находящегося в опасности, посредством использования современных технологий ГЛОНАСС и GPS;
1.2.2. Руководителям предприятий таксомоторной отрасли проведение водительскому составу обязательных инструктажей по безопасности, использованию коммуникационных технологий в вопросах обеспечения собственной безопасности;
1.2.3. Руководителям предприятий таксомоторной отрасли наладить плотное сотрудничество с представителями региональных Управлений МВД, на основе взаимного сотрудничества;
1.2.4. Руководителям предприятий наладить систему тщательного контроля за прохождением водительским составом регулярных обязательных предрейсовых осмотров, принять посильное участие в организации пунктов прохождения таких осмотров;
1.2.5. Водителям легковых таксомотров, активно использовать в своей работе достижения современных технологии, в виде видеорегистраторов и иной фото-видео-аудио записывающей аппаратуры;
1.3. Межрегиональному транспортному профсоюзу:
обратиться к руководству МВД Российской Федерации с просьбой обратить более тщательное внимание на вопрос безопасности водителей такси и их пассажиров;
1.3.1. Обратиться к водителям легковых такси с рекомендацией обращать более тщательное внимание на автомобили коллег, движущихся либо стоящих с включенной аварийной сигнализацией.
2. Законодательное регулирование отрасли такси.
Внимательно и всесторонне рассмотрев вопрос о имеющихся пробелах в современном законодательстве, а так же приняв во внимание неоднократное отклонение Государственной Думой законодательных инициатив из региональных Законодательных собраний, участники конгресса большинством голосов, приняли следующее решение:
2.1. Межрегиональному транспортному профсоюзу подготовить и направить обращение к Председателю Государственной Думы Российской Федерации, С.Е. Нарышкину, с просьбой обратить внимание на несоответствие закрепленных за Комитетом по конституционному законодательству и государственному строительству вопросов ведения проектного законодательства в области деятельности перевозок пассажиров легковым автотранспортом, в том числе такси.
2.2. Межрегиональному транспортному профсоюзу подготовить и направить обращение в Комитет Государственной Думы по транспорту с просьбой о создании Экспертного совета при Комитете, или включении в состав уже созданного Экспертного совета представителей некоммерческих организаций в области такси, в том числе профсоюзов и иных некоммерческих организаций.
Пояснение: С вступлением с силу некоторых норм Федерального закона от 21 апреля 2011 года № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», многие перевозчики работающие в легальном секторе отмечают необходимость серьезных доработок данного Законодательного акта. При этом участники конгресса уверены, что законодательство в существующем формате не отвечает современным требованиям к обеспечению безопасности перевозок легковыми такси, а так же несовершенство некоторых норм, способствует организации и осуществлению массовых нелегальных перевозок. По мнению большинства участников конгресса, такие недоработки можно исправить только с учетом мнения профессионалов отрасли.
3. Введение единых тарифов.
Профессиональное сообщество, внимательно рассмотрев данный вопрос, выразило единогласную позицию в том, что данные нововведения несвоевременны и не имеют оформленного экономического и/или иного обоснования. В связи с этим, большинством голосов присутствующих приняты следующие решения:
3.1. Межрегиональному транспортному профсоюзу;
3.1.1. подготовить и направить письмо в адрес Департамента по транспорту города Москва, в котором выразить консолидированное мнение участников конгресса о несвоевременности подобных нововведений.
3.1.2. Обратиться к УФАС г.Москва, с предложением провести исследование вопроса введения единых тарифов на территории г.Москва, на предмет возможного ограничения естественной конкуренции путем введения дополнительных ограничений.
Пояснение: Департамент транспорта города Москва, обнародовал концепцию развития столичного такси в июле 2012 года. В числе прочего в данной концепции указывалась возможность введения единых тарифов для такси г.Москва. В августе 2012 года, московское УФАС создало экспертный совет для обсуждения концепции. В него вошли представители антимонопольного органа (в том числе глава УФАСа Рачик Петросян), представители департамента транспорта, руководители крупных таксомоторных организаций и транспортных объединений.
По мнению совета, введение дополнительных требований могло привести «к необоснованному ограничению конкуренции». По той же причине были отклонены и единые тарифы. Сопредседатель межрегионального профсоюза работников общественного транспорта «Таксист» Андрей Попков тогда заявил, что цивилизованного рынка такси с едиными минимальными тарифами не может быть, пока властям не удастся победить «бомбил».
По мнению большинства участников конгресса, в виду несовершенства законодательной базы, очередное ограничение коснется лишь сектора официально работающих перевозчиков. На формирование тарифной политики нелегальных извозчиков, данное ограничение не возымеет никакого влияния.
Совет УФАС в 2012 году выступил с резкой критикой проекта Московской концепции по такси. Но несмотря на это, представители Департамента транспорта г.Москва все же настаивают на введении тарифных ограничений.
При этом не разъясняется формула расчета подобных тарифов, а так же не приводится методика перерасчета.
Профессиональное сообщество не без оснований обеспокоено подобными инициативами, так как уверено что в случае инфляции, удорожания ГСМ и других форс мажорных обстоятельств, повысить планку тарифов будет чрезвычайно сложно.
Обеспокоены и предприниматели из других регионов, так как уверены что подобное нововведение не замедлит распространиться и на их регионы, что в конечном итоге может негативно отразиться на развитии отрасли.
4. Пресечение нелегального извоза.
Одним из самых наболевших вопросов в ходе мероприятия, стало обсуждение невозможности установление равных прав и обязанностей для всех участников рынка. Серьезную озабоченность вызывает широкое распространение так называемых «сетевых» компаний — служб заказа такси. Как правило, в абсолютном большинстве случаев, именно такие компании становятся организаторами массовых незаконных перевозок. Заслушав докладчиков по теме, а так всесторонне обсудив данный вопрос, участники конгресса пришли к следующим решениям:
4.1. Межрегиональному транспортному профсоюзу, совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на основе опыта Ивановской области:
· Продолжить комплекс мер по противодействию нелегальному извозу. На основании выработанных мер выступить с инициативой о внесении необходимых изменений в действующее законодательство.
· Оказывать всестороннее содействие по информационно-методической и консультативной помощи перевозчикам, желающим оказывать услуги такси на законной основе.
· Осуществлять активное взаимодействие со средствами массовой информации для формирования положительного образа законопослушного. перевозчика и отрицательного отношения к нелегальному извозу и проявлениям коррупции.
4.1.1. Обратиться к средствам массовой информации с просьбой на постоянной основе:
· осуществлять пропаганду предпринимательства и законной деятельности в такси,
· освещать проведение надзорных мероприятий в сфере такси, деятельность организаций, чьи действия направлены на развитие транспортной отрасли.
5. Возможность предпринимателей добровольной сдачи разрешений на деятельность такси
При внимательном изучении вопроса, участники конгресса сошлись во мнении, что невозможность добровольной сдачи разрешении в уполномоченные органы, позволит чиновникам различных регионов рапортовать о максимальной легализации рынка такси, и необходимости введения квотирования этого вида деятельности. В связи с чем, принято следующее решение:
5.1. Комитету по транспорту Государственной Думы Российской Федерации, выступить инициатором внесения соответствующих поправок в действующее законодательство.
Пояснение: На сегодняшний день невозможность добровольной сдачи разрешения на деятельность такси, влечет для предпринимателя дополнительные финансовые, временные и иные затраты. К примеру в случае прекращения деятельности такси, автомобиль предпринимателя продолжает числиться в реестрах уполномоченных органов, что влечет за собой необходимость прохождения технического осмотра автомобиля один раз в шесть месяцев, а так же страхования данного автомобиля по повышенным коэффициентам, т. к. страхование автомобиля по обычным тарифам, влечет за собой возможность отказа в страховых выплатах, а так же применение к по сути добропорядочному автовладельцу, норм административного и уголовного характера, вплоть до обвинений в попытке совершения мошеннических действий в отношении страховой компании.
6. Страхование ОСАГО.
Наиболее острыми моментами в обсуждении данного вопроса, стали повсеместные отказы в заключении с перевозчиками легковыми такси договоров ОСАГО, а так же необоснованно высокая на взгляд профессионального сообщества, стоимость такого страхования
6.1. Межрегиональному транспортному профсоюзу направить официальное письмо в Российский Союз Автостраховщиков, с просьбой разобраться в сложившейся ситуации, подготовить и инициировать поправки в действующее законодательство, накладывающие атрибуты финансовой ответственности на Страховщика за отказ в оформлении полиса ОСАГО для легковых такси. А так же взять на контроль качество работы страховых компаний, чья деятельность вызывает наиболее частые нарекания со стороны профессионального сообщества легковых такси.
Пояснение: ОСАГО — вид страхования гражданской ответственности, обязательно подлежащий к оформлению владельцем на имеющееся у него транспортное средство. Страхование по ОСАГО появилось в РФ с 1 июля 2003 года, когда федеральный закон № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» вступил в законную силу.
В соответствии с Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, страхователь не вправе отказать в заключении договора ОСАГО владельцу транспортного средства.
Однако в настоящее время зафиксированы массовые случаи отказа в заключении договора ОСАГО со стороны Страховщиков.
6.2. Межрегиональному транспортному профсоюзу, подготовить и направить официальный запрос в Российский Союз Автостраховщиков, с требованием разъяснить тарифные составляющие стоимости полиса ОСАГО для легковых такси, а так же привести обоснование использованию повышающего коэффициента при расчете стоимости полиса в 1.8 раза.
Пояснение:Среди прочих причин отказа в оформлении полиса ОСАГО, Страховщиками называется убыточность данного вида страхования, тем не менее по официальным данным Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), за 9 месяцев прошлого года объем собранных страховых премий по ОСАГО вырос на 23,7%, а выплаты увеличились на 9,8%. При этом, по оценкам аналитиков рынка, в целом за прошлый год эти показатели составили 13% и 8,6% соответственно. Анализируя статистику ФСФР, можно утверждать, что убыточность этого вида страхования далека от критической. При этом страхование ОСАГО для легкового такси, является наиболее дорогим сегментом этого вида страхования, при том, что официальной статистики по возмещению при наступлении страхового случая с участием такси, попросту не существует.
7. Цветовая унификация такси
7.1. Генеральной прокуратуре РФ, провести проверку на соответствие регионального законодательства в сфере легкового такси нормам Федерального закона от 21 апреля 2011 года № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в регионах, установивших вопреки федеральному законодательству единую цветовую гамму.
Пояснение: необходимо привести региональное законодательство в соответствие с действующими нормами Федерального закона от 21 апреля 2011 года № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
7.2 Обратиться к Министерству Внутренних Дел РФ, с просьбой рассмотреть возможность внесения изменений в Приказ МВД РФ от 24.11.2008 № 1001 (ред. от 29.08.2011) для упрощения процедуры перерегистрации транспортного средства, используемого в качестве автомобиля такси, оклеенного пленкой цвета отличного от первично зарегистрированного.
Пояснение: в случае установления субъектом РФ единых цветовых гамм самоклеящаяся пленка становится наиболее оптимальным средством для изменения цвета кузова автомобиля, при этом существует проблема регистрации (перерегистрации) подобного транспортного средства в ГИБДД, в связи с изменением цвета.
8. Экономическая политика в сфере легкового такси (дополнительно)
По мнению участников конгресса, основным препятствием на пути легализации рынка перевозок легковыми такси, является обязательная регистрация перевозчика в качестве Индивидуального предпринимателя, либо юридического лица. В связи с этим делегатами конгресса принято следующее решение:
8.1. Обратится к депутатам Государственной Думы Российской Федерации выступить с инициативой разработки проектов законодательных актов, предусматривающих внедрение системы государственного регулирования субъектов микробизнеса на основе единого патента, предусматривающего в себе функции государственной регистрации субъекта деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, налогоплательщика, плательщика пенсионных и иных страховых взносов. Внедрение предлагаемой системы позволит снизить финансовые, временные издержки субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности, вывести из теневого сектора экономики существенное количество лиц, фактически занимающихся такой деятельностью, но находящихся вне правового регулирования, а также упростит налоговое и регулятивное администрирование субъектов деятельности по перевозке пассажиров легковым автотранспортом. В том числе такси.
Рекомендовать Комитету Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству совместно с комитетом Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству и Министерством экономического развития, рассмотреть возможность внесения инициативы по внедрению системы работы в такси для физических лиц без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя на основании государственного патента.