В этом году ФНС задает вопросы по агентской деятельности связанной с подключением к Яндекс Доставке, Еде, Куперу, Достависте, Озону и т.д.
Пока основные споры с ФНС и судебная практика крутятся вокруг деятельности легкового такси, агенты водителей автомобилей бизнес класса, водителей-курьеров и пеших курьеров чувствуют себя в относительной безопасности. Но так ли это?
Что касается Яндекс Доставки. Договорная конструкция аналогичная Яндекс Такси. С партнером заключается три оферты, есть выплаты по маркетинговой оферте, корпоративным заказам.
Заявки потребителей, идут через партнера, который по смыслу договорной конструкции, состоит в трудовых или гражданско-правовых отношениях с водителями-курьерами / пешими курьерами.
В других сервисах, принцип другой.
Заключается прямой договор с партнером, который является службой доставки / транспортной компанией, но заявки через приложение сервиса идут напрямую водителям и курьерам, которые проходят верификацию сервисов, партнер все также как бы в трудовых отношениях с водителями и курьерами.
Если в спорах, вокруг деятельности такси, краеугольным камнем является разрешение такси, мол вот кто перевозчик, тот и за все отвечает, то в доставке не все так однозначно, поэтому своими действиями и договорной обвязкой, нужно реализовать четкое разграничение, между партнером сервисов и водителями и курьерами.
Учитывая высокую вероятность налоговых претензий от ФНС, при такой деятельности, в будущих налоговых периодах, так как водители / курьеры, не особо спешат платить налоги, а через партнеров проходят существенные объемы денег, при этом зачастую партнеры выглядят, как организаторы такой деятельности, службы доставки, транспортные компании.
Выставляют счета на оплату, за свои услуги сервисам, имеют неправильный состав ОКВЭД, машины на праве собственности или лизинга, на которых осуществляется доставка, что все вместе выглядит "не очень" и будет сильно осложнять ситуацию, в случае спора с ФНС или третьими лицами.
Нужно уже сейчас думать и действовать проактивно.
Обеспечить аудит своей деятельности, дать оценку схеме денежных потоков, взглянуть на свои рекламные объявления по привлечению водителей и курьеров, свои сайты, на предмет наличия стремных трудовых формулировок.
Оценить переписку, рабочие чаты с водителями и курьерами, на предмет наличия доказательств взаимосвязи, ну и конечно оценить цепочки аффилированных компаний в структуре, что особенно актуально, в свете налоговой реформы 2025.
Представить, как будет действовать агрегатор заявок, если возникнет спор по налогам или утрате, порче отправления, как он будет скидывать претензии на партнера, используя свою договорную конструкцию, прикинуть как будет защищаться партнер, с точки зрения своей схемы работы и условий заключенного договора с водителями и курьерами.
Вообще, я рекомендую не совмещать деятельность по подключению водителей курьеров и пеших курьеров, с деятельностью такси.
Правильнее использовать отдельный личный кабинет, отдельный расчетный счет, и правильный договор, который учитывает специфику такой деятельности.
Такой гражданско-правовой договор, с элементами агентирования, должен быть выдержан в нужной терминологии, чтобы было точно понятно, кто информационный-сервис, агент, а кто водитель и курьер непосредственно оказывающий услуги потребителям, кто за что отвечает, с установлением финансовой ответственности.
Как мы уже видели, агентский договор, уже давно не только для налогового инспектора, его положения изучают разные судебные инстанции, цитируют, изучают юристы лиц, которым был причинен ущерб, формируя претензии на партнеров, так что использовать типовые документы, не логично и опасно, поскольку в 90% кейсов, в них нет нужных условий, а часто и упоминаний про такую деятельность.
Последние комментарии