в рамках IV международного форума «Транспорт Сибири 2015» г. Новосибирск 30 мая 2015 г.
27-29 мая 2015 года, в рамках IV Международного форума «Транспорт Сибири 2015», проводимого под эгидой Министерства транспорта Российской Федерации, проведена Международная конференция «Современное такси».
Организаторами международной конференции выступили Некоммерческое партнерство «Таксомоторные Перевозчики Сибири», Координационный совет профессиональных объединений такси, Правительство Новосибирской области и Департамент транспорта и связи Кемеровской области.
В работе конференции приняли участие Депутаты Государственной Думы ФС РФ, Министерство транспорта РФ, Представительство Президента РФ в СибФО, представители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В работе конференции приняли участие 160 человек из 32 субъектов РФ Евразийского союза.
Свою работу международная конференция «Современное такси» начала с проведения форсайт-сессии, посвященной обсуждению актуальных проблем экономики и организации деятельности такси в Российской Федерации. Форсайт проводился в режиме активной дискуссии, при этом велась интернет – трансляция на все субъекты Российской Федерации и зарубежные страны. По данным статистики зафиксировано свыше двух с половиной тысяч просмотров во время дискуссии.
В рамках конференции экспертами Рабочей группы «Разумный ход» проведен круглый стол по обсуждению Рекомендаций по совершенствованию законодательства в сфере такси для стран СНГ и Евразийского союза, подготовленные Рабочей группой КТС СНГ и Международного союза автомобильного транспорта, которые получили одобрение 13 мая 2015 года на выездном совещании этих организаций в Коломне. Документ содержит рекомендации по совершенствованию административного, гражданско-правового, налогового, трудового, и регионального законодательства в сфере деятельности такси в странах СНГ и Евразийского пространства.
Рассмотрев ключевые вопросы регулирования, функционирования и возможных путей развития российских и международных рынков услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси и перевозок легковым коммерческим транспортом, участники Международной конференции, отметили следующее:
Такси — это отдельный вид автомобильного транспорта, обеспечивающий мобильность населения и являющийся частью системы общественного транспорта коллективного пользования. Необходимо отметить, что структура рынков такси неоднородна и включает в себя не только услуги по перевозке пассажиров, но и услуги по приему и передаче заказов легкового такси, осуществляемые при помощи различных средств связи диспетчерскими центрами и мобильными приложениями.
Развитие отрасли таксомоторных перевозок идет таким образом, что в настоящее время в этой сфере наиболее востребованы современные информационные технологии коммуникации водителя и пассажира, а также автоматизация подачи ближайшего к пассажиру автомобиля посредством использования спутниковой навигации. Доступность различных видов связи, использование Интернет приложений и массовая автомобилизация населения делают профессиональный рынок услуг такси уязвимым для организаторов систем связи потребителя с владельцами обычных легковых автомобилей.
Непринятие государством специальных мер регулирования приведет к замещению профессионального легкового такси системами организации перевозок пассажиров обычными автомобилями с помощью мобильных приложений, не попадающих под действие транспортного законодательства. В настоящее время это уже приводит к тому, что снижается безопасность и качество услуги для пассажиров, а таксомоторный бизнес несет убытки и становится неэффективным.
Участники Международной конференции, в ходе дискуссий и форсайт – сессии, обсудив проблемные вопросы деятельности такси в Российской Федерации, пришли к следующим выводам:
1. Федеральное законодательство, регулирующее деятельность такси, должно определять такси как вид общественного транспорта и предъявлять требования не только к техническому состоянию и оборудованию транспортных средств, профессиональной подготовке и стажу водителей такси, но и к диспетчерским центрам и мобильным приложениям по вызову такси. При этом бизнес, оказывающий услуги по вызову такси следует рассматривать не в качестве компаний, оказывающих информационные услуги «по продаже заказов», а как полноценных участников транспортной деятельности.
2. В федеральном законодательстве о такси должны быть предусмотрены:
• прямые запреты и серьезные штрафы за организацию систем связи пассажиров и водителей без участия предпринимателей, имеющих разрешение на перевозку пассажиров и багажа легковым такси.
• Создание на региональном уровне государственных реестров участников бизнеса такси в электронном виде и «доверенных интернет-сервисов» на их базе, создаваемых на принципах государственно-частного партнерства, позволяющих потребителям удостоверится в безопасности и качестве оказываемых услуг такси.
• финансовые гарантии в качестве критериев допуска к рынку таксомоторных услуг для диспетчерских центров и мобильных приложений по вызову такси в виде системы страхования жизни и здоровья пассажиров либо страхования профессиональной ответственности.
3. Для администрирования системы гарантий и формирования интеллектуальных транспортных систем органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации должны создавать информационные системы контроля и организации транспортного обслуживания населения легковым такси, обеспечивающие получение и обработку информации о каждом заказе легкового такси.
4. Федеральное законодательство о такси должно предусматривать возможность установления особенностей организации рынков такси региональными нормативно-правовыми актами.
5. Законодательство о такси должно предусматривать программы развития таксомоторного бизнеса, а также законодательно устанавливать следующие преференции и льготы такси как виду общественного транспорта коллективного пользования:
• Разрешать такси использовать полосы, выделенные для движения автобусов, или специальные выделенные полосы.
• Содействовать (в том числе путем облегчения налоговой нагрузки) использованию альтернативных видов топлива и приобретению операторами такси более экологичных транспортных средств, а также использованию топлива по льготной цене.
• Регламентировать свободный доступ такси к инфраструктуре терминалов других видов транспорта.
• Обеспечивать легкодоступные и безопасные — как для водителей, так и для пассажиров — места остановок такси. Создавать большое количество стоянок такси с информационными указателями и рекомендуемыми местными властями тарифами на перевозку. Предоставлять такси право останавливаться (парковаться на короткое время) при обслуживании пассажиров с ограниченными возможностями в местах, где парковка обычно не разрешена. Разрешать использовать автобусные остановки в нерабочее для автобусных маршрутов время в качестве стоянок такси.
• Предоставлять предприятиям, осуществляющим таксомоторные перевозки, преимущественное право заключения контрактов на транспортное обслуживание органов государственной власти.
По итогам работы Международной конференции принято решение рекомендовать:
1. Правительству Российской Федерации:
1.1 При принятии решения о проекте поправок Правительства Российской Федерации к проекту Федерального закона № 472515-6 «О государственном регулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», учесть следующие моменты:
1.1.1 Соответствие предлагаемых норм всей системе транспортного права, действующего в Российской Федерации.
1.1.2 Проанализировать социальные, экономические и политические риски выведения диспетчерских служб и мобильных приложений по вызову такси в отдельный вид деятельности «агентов по приему заказов».
1.1.3 Поручить Федеральной Антимонопольной службе Российской Федерации провести анализ тарифообразования и конкурентной среды в сфере деятельности такси.
1.1.4 Поручить Федеральной налоговой службе Российской Федерации провести в субъектах Российской Федерации проверку выполнения диспетчерскими службами и мобильными приложениями по вызову такси требований законодательства Российской Федерации о выдаче квитанции в форме бланка строгой отчетности или кассовый чек, подтверждающие оплату стоимости пользования легковым такси при его вызове с помощью любых видов связи.
2. Министерству транспорта Российской Федерации:
2.1 Дать поручение Департаменту автомобильного и городского электрического транспорта подготовить предложения:
2.1.1 О совершенствовании законодательства, регламентирующего использование транспортной инфраструктуры городов легковыми такси - выделенные полосы, стоянка и остановка такси, использование остановок общественного транспорта в ночное время, порядок пользования и доступа к терминалам других видов транспорта – аэропорты и вокзалы.
2.1.2 О мерах поддержки субъектов предпринимательской деятельности в сфере деятельности такси - программы льготного обновления парка легковых такси, о законодательном закреплении преимущественного право заключения контрактов на транспортное обслуживание органов государственной власти предприятиям, осуществляющим таксомоторные перевозки.
3. Комитету по транспорту Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации:
3.1 Запланировать проведение в осеннюю сессию 2015 года Парламентских слушаний по теме «Законодательное обеспечение деятельности такси в Российской Федерации».
4. Органам законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации
4.1 С целью реализации полномочий субъектов Российской Федерации по организации транспортного обслуживания населения легковым такси и осуществлению государственного регионального контроля провести следующие мероприятия:
4.1.1 Создать рабочие группы по разработке нормативно-правовых актов в сфере регулирования деятельности такси на территории субъекта Российской Федерации при уполномоченных органах исполнительной власти - экспертно-совещательные органы в вопросах формирования и практической реализации отраслевой политики в сфере организации транспортного обслуживания населения легковым такси и осуществления регионального государственного контроля деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в субъекте Российской Федерации. За основу взять опыт Санкт-Петербурга.
4.1.2 Целью деятельности Рабочих групп определить разработку проектов нормативно-правовых актов субъекта Российской Федерации, организация их общественного обсуждения и координация законодательной деятельности органов исполнительной и законодательной власти субъекта Российской Федерации в сфере легкового такси, с целью создания благоприятных экономических условий для развития региональной системы таксомоторного обслуживания населения легковым такси, внедрения передовых инновационных технологий и повышения инвестиционной привлекательности бизнеса такси в субъекте Российской Федерации.
4.2. При подготовке изменений региональных законов учитывать необходимость реализации полномочий субъекта РФ по организации транспортного обслуживания населения легковыми такси, путем введения в региональный закон следующих норм:
4.2.1 О принятии высшим органом исполнительной власти субъекта РФ «Правил организации транспортного обслуживания населения легковыми такси на территории субъекта РФ».
4.2.2 О разработке и принятии системы «Стандартов деятельности такси на территории субъекта РФ» для добровольного применения участниками рынка таксомоторных услуг.
5. Некоммерческим объединениям бизнеса, профсоюзам и международным организациям:
5.1 Развивать координацию и взаимодействие профессиональных и экспертных структур путем создания совместных рабочих групп на разных уровнях.
5.2 Принять активное участие в подготовке Координационным советом профессиональных объединений такси в России доклада в Правительство Российской Федерации «О состоянии организации транспортного обслуживания населения легковыми такси и организации государственного регионального контроля в субъектах Российской Федерации». Срок готовности доклада – 15 июня 2015 года.
5.3 Принять активное участие в подготовке и проведении IV Международного Евразийского форума такси в Санкт-Петербурге 6-7 августа 2015 года.
6. Организационные мероприятия
6.1 Итоговая резолюция Международной конференции «Современное такси» официально рассылается в компетентные федеральные и региональные органы законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, КТС СНГ ЕЭК и Постоянное представительство в Евразии Международного союза автомобильного транспорта (IRU) в срок до 25 июня 2015 года.
Трансляция форсайт сессии с Международной Конференции «Современное Такси»
Еще в тему. Некоторые размышления по итогам Ноосибирска.
Применительно к вопросу регулирования - на каком уровне - Федеральном или региональном - более гибкие формы, и какое более премлимо.
Вот сейчас идет процесс "захода в субъекты РФ" крупных мобильных приложений - Яндекс, Убер, да и Гет скоро подтянется - не зря рекламу запустил по ТВ.
Зная что в разных регионах не только разные требования к таксистам, но и то, что структура рынков в каждом регионе - разная. Это зависит от многих факторов - наличие сетевиков, крепкие "местные сообщества" (а где-то их совсем нет), богатый регион или дотационный, сезонность перевозок, активные или ассивные действия власти.... В общем множество факторов, определяющих индивидуальность каждого регионального рынка такси. Взять например Чукотку, которая вечно лидирует по количеству выданных разрешений на душу населения (а так там разрешений триста). Ну не пойдет никогда туда ни Максимка ни Яндекс. Есть пара-тройка ДС. И нет проблем с нелегальным извозом в принципе - все все о друг друге знают. Или Питер - где в отличие от Москвы, сильное сообщество, операющееся на пару десятков крупных реальных таксопарков, котррые быстро обзавелись собственными приложениями и держут пока тарифы, хоть и на пятки наступает "большая тройка". Или Кемерово, где запустили общий номер для всех легальных таксопарков. Или Курганская область - лежбище Максимки, который там - градообразующее предприятие с собственным аэродромом и фабрикой питания для персонала, но - с тремястами выданными разрешениями на всю область... Или юг России, где в Ростовской области пятая часть реестра - "инопланетяне" из Адыгеи и проч., или Краснодарский край с его курортами, где зимой остается одна десятая часть ТС от летнего сезона...
Перечислять можно много. И отсюда вывод - не будет никогда единых правил регулирования региональных рынков такси, или единой информационной системы ДС и приложений. Где-то суперсистемы, позволяющие (а рано или поздно так оно и будет) иметь государству информацию о каждом заказе такси необходимы как воздух, а где-то можно обойтись реестром в экселе. Куда-то "дотянется" крупный капитал, а какие-то регионы (не хочу никого обидеть) - в принципе не интересны. Да, ответственость нужна - но она тоже может быть по региональному КОАП.
В общем - что кто думает чего по этому поводу....
Последние комментарии