Фраза из популярного кинофильма «Бриллиантовая рука» «Наши люди в булочную на такси не ездят» уже давно потеряла свою актуальность. И все потому, что передвижение на современном извозчике на небольшие расстояния в черте города стало стоить дешевле многих булок. Особенно выгодно загрузиться в такси компанией из четырех человек – тогда комфортная и быстрая поездка обойдется по цене общественного транспорта. При таких тарифах люди начинают задумываться, нужно ли покупать собственный автомобиль или дешевле и с меньшими проблемами пользоваться услугами таксопарков?
Ответить на этот вопрос готовы специалисты британского банка HSBC, которые просчитали стоимость поездок на такси и личном авто в разных странах мира. По выводам экспертов, россиянам, проезжающим на личном автомобиле менее 5,4 тысяч километров в год, выгоднее пересесть на такси. Для сравнения, чтобы сделать выбор в пользу покупки частной машины, индусу достаточно проезжать 2731 километр в год, англичанину – 1184 километра, американцу – 1102 километра, а немцу – всего 811 километр в год.
Для исследования ученые взяли автомобиль и учли расходы на топливо и обслуживание машины, средние цены на такси, а также уровень доходов жителей в каждой конкретной стране. Так что для более бюджетных машин порог выгодности будет еще короче. Такая ситуация в России складывается из-за довольно высокой стоимости покупки автомобиля при сравнительно недорогом такси. По России средний тариф на такси равен, примерно, 150 рублей.
«Несколько лет назад мы купили новую иномарку, – делится саратовчанка Анастасия. – Однако, учитывая, что живем в центре Саратова и на работу ходим пешком, за три года накатали лишь чуть более семи тысяч километров. При этом ежегодно уходило около 20 тысяч рублей на налог и ОСАГО, еще, примерно, тысяч в шесть обходилась замена масла. Мы с мужем свели дебет с кредитом и решили продать свой автомобиль. Тем более он, даже простаивая в гараже и, соответственно, не сильно страдая от саратовских дорог, имеет свойство ржаветь, ломаться и терять в стоимости. В общем, мы уже больше года «безлошадные» и ничуть об этом не жалеем. Экономия на лицо: передвигаемся преимущественно пешком или на общественном транспорте, и только в редких случаях, когда надо перевезти тяжелые вещи или других экстренных ситуациях, вызываем такси. В итоге наши нынешние расходы за год на передвижение – копейки по сравнению с содержанием автомобиля».
Привлекательности такси добавляет и удобство современных сервисов. Достаточно установить соответствующее приложение в телефон и вызывать машину в несколько кликов, отслеживать ее приближение, узнать данные о водителе, точную стоимость поездки, прокладывать сложные маршруты с заездами по нескольким адресам. К тому же эти программы действуют по всей стране и, прибыв в другой город, можно смело продолжать пользоваться ими. Да и сами водители вышколены системой поощрений и штрафов.
«В компании, где я работаю, действует система оценок от пассажиров, которые влияют на рейтинг таксиста, – рассказывает саратовский таксист Александр. – Чем он выше, тем чаще приходят вызовы клиентов. И наоборот. За серьезные провинности могут наказать – на сутки полностью отключить от базы. К таким проступкам относятся: нежелание ехать на вызов, когда сначала его принял, а потом передумал; невыдача пассажиру сдачи в полном объеме; грубость и ряд других. Поэтому надо стараться получать высокие оценки. Ведь с такими низкими расценками на наши услуги, чтобы нормально зарабатывать, необходимо возить клиентов без перерывов на обеды и чаепития. В среднем поездка выходит около 100-200 рублей».
Несмотря на выгодность при определенных условиях услуг такси, на дорогах не становится меньше личного автотранспорта. И связано это в первую очередь с удобством, когда выходишь из подъезда, садишься за руль и добираешься до нужного места, при желании легко изменяя маршрут.
Не представляю себе жизни без машины, – признается саратовчанка Юлия Корнилова. – У меня двое детей, которых нужно возить в школу, на тренировки, навещать родителей, которые живут в другом районе города. Самой приходится много ездить по работе. Да и за продуктами я тоже отправляюсь в гипермаркет на авто, чтобы не задумываться, сколько осилю донести пакетов. Так что хоть «железный конь» весьма прожорлив и съедает солидную часть семейного бюджета, я от него не откажусь, поскольку лично для меня комфорт важнее.
Работа в компаниях такси