Первая "порция" поправок к закону об ОСАГО вступила в силу с 1 марта этого года - изменения вносились в текст правил в связи с поправками в федеральный закон об ОСАГО. Сегодня в правилах появился ряд новых норм, которые не были предусмотрены изменениями в законе. Основная их задача - конкретизировать действия как страхователя, так и страховщика в определенных ситуациях.
Главное нововведение состоит в том, что отныне для каждого пострадавшего в ДТП законом установлен лимит выплат по смерти в размере 160 тысяч рублей. Раньше максимальная страховая сумма на все про все составляла 400 тыс. рублей, при этом 160 тыс. рублей уделялось на "железо", а 240 тыс. рублей - на жизнь и здоровье пострадавших. В зависимости от того, сколько человек пострадало в ДТП, сумма в 240 тыс. рублей делилась на всех. Теперь на каждого потерпевшего выделяется максимум по 160 тыс. рублей: если человек ранен, то ему возмещают ущерб в пределах этой суммы, в случае смерти потерпевшего 135 тысяч рублей делятся в равных долях на всех лиц, имеющих право на возмещение ущерба, а остальные 25 тысяч рублей выдаются как расходы на погребение.
Получается, что закон стал выгоднее для "смертников": их родственники смогут рассчитывать на большую компенсацию, чем раньше. На вопрос, почему не сделали лимит больше, страховщики ответили, что не имеют для этого возможностей. "Жизнь человека бесценна, - комментирует заместитель генерального директора страховой компании "Цюрих Ритейл" Сергей Ефремов. - Но и мы, к сожалению, не можем повышать лимиты, при этом не повышая тарифы. Возможно, мы повысим лимит выплат по жизни и здоровью в будущем, но тогда вынуждены будем повысить и страховые тарифы".
Коснулись поправки и вопроса по изменению условий договора, что должно обезопасить страхователей от разного рода недоразумений при общении с агентами. Менять договор страховщик теперь может двумя способами: путем выдачи нового полиса (с внесенными изменениями) - как это было предусмотрено ранее; путем внесения изменений в уже выданные полисы ОСАГО (в поле "Особые отметки"). Страховщики подчеркивают, что отныне внесение изменений в условия договора возможно только в офисах компании, в которых имеется печать организации, - все остальные варианты исключены. Если же исправления не будут заверены надлежащим образом, то они могут вызвать серьезные конфликтные ситуации при проверке полисов сотрудниками ГИБДД.
Также в правилах изменен порядок досрочного прекращения договора страхования. В случае "отказа страхователя от договора" часть страховой премии не возвращается. Теперь, чтобы расторгнуть договор ОСАГО и получить часть премии, страхователь должен предоставить документы, подтверждающие прекращение страхового риска по договору или факт продажи автомобиля.
Ужесточены требования к водителям по оформлению извещения о ДТП и уведомлению своего страховщика о страховом случае. Это сделано для того, чтобы придать делопроизводству прозрачности. Водители часто игнорируют подобные бумажки, могут прислать, а могут и нет, а потом приходят и требуют со страховщика денег. Страховые компании намерены исправить положение вещей. Извещения о ДТП должны быть оформлены всегда, кроме четко ограниченных случаев (невозможности заполнения по состоянию здоровья или в связи с отказом от заполнения), и в обязательном порядке отправлены страховщикам. Страховщики предупреждают, что извещение о ДТП является существенным документом для принятия решения о страховой выплате.
Кроме того, из правил изъята возможность потерпевшего самостоятельно организовывать независимую экспертизу, игнорируя направление на независимую экспертизу от страховщика. С другой стороны, если страховщик вовремя не позаботился о проведении экспертизы, не согласовал с экспертами дату и время ее проведения и пр. детали - страхователь может обратиться в независимую экспертизу, а также содрать со страховщика пеню за просрочку платежа (1,75% от ставки рефинансирования ЦБ после 30 дней ожидания).
Введение поправок, скорее всего, еще на один шаг приблизило нас к цивилизованному страховому рынку. Год вообще можно считать в этом плане плодотворным: с 1 июля наконец начнет действовать механизм прямого урегулирования убытков (когда страхователь может обращаться за возмещением в "свою" страховую компанию), затем 1 декабря вступит в силу европротокол ОСАГО (без обязательного участия сотрудников ГАИ), а 1 января 2009 года начнет действовать система "Зеленая карта", что сделает нас полноправными участниками международной автостраховой системы.
В то же время совершенно очевидно, что все это приведет к тому, что уже во второй половине этого года ОСАГО может подорожать. Граница убыточности страховщиков в некоторых регионах уже достигает 70%: стоимость авторемонта постоянно растет, машины, попадающие в ДТП, становятся все дороже, да и изначально, жалуются страховщики, страховые коэффициенты в некоторых регионах были просчитаны неправильно. Теперь вот еще придется выложить около 11 млн евро для создания гарантийного фонда "Зеленая карта", так что недостающие деньги страховщики намерены взять с автовладельцев.
"Рано или поздно повышение цен произойдет, - констатирует С. Ефремов. - Мы бы хотели, чтобы это произошло в этом году. Не меньше, чем на 50%". "Страховщики будут добиваться повышения тарифов на ОСАГО, - подтверждает вице-президент по автострахованию группы "Ренессанс Страхование" Галина Ионова. - Нынешние тарифы разрабатывались четыре года назад и уже неадекватны. ОСАГО запускалось, когда у России еще не было собственного опыта, это были попытки адаптации опыта стран Восточной Европы. Сегодня мы уже располагаем своей статистикой, которая показывает не только динамику развития риска, но и поведение игроков рынка. Поэтому изменение тарифов и правил - это абсолютно естественный эволюционный процесс".
Елена Костякова
Автострахование
Российский союза автостраховщиков (РСА) сообщил о грядущем повышении тарифов по ОСАГО. Как заявил в воскресенье начальник управления методологии страхования РСА Владимир Козлов, расценки на автострахование повысятся в среднем на 40-50%. По мнению экспертов, изменение тарифов по ОСАГО - давно назревшая проблема: если оставить их как есть, с рынка ОСАГО начнут уходить страховщики.
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) вступил в силу 1 июля 2003 года. Тогда же была установлена базовая ставка по ОСАГО.
Тарифы на ОСАГО не менялись с самого вступления закона в силу, и повышать их нужно, хотя бы для того, что бы «покрыть» инфляцию, замечает первый заместитель генерального директора СГ «Межрегионгарант» Дмитрий Климов RB.ru.
О необходимости повышения тарифов неоднократно писал RB.ru. ОСАГО и так был убыточным в ряде регионов, а после недавнего увеличения лимита ответственности страховщиков, рынок вообще может рухнуть.
Как пообещал В. Козлов, изменение тарифов затронет лишь определенные категории водителей, в частности, таксистов. В то время как для небольших населенных пунктов, также как и центральных городов России, повышение пройдет незамеченным. Наиболее существенно расценки возрастут в северных регионах, где из-за погодных условий наблюдается большая убыточность страховых компаний.
Повышение тарифов - необходимая мера
Двумя месяцами ранее РСА уже направил свои предложения по изменению базового тарифа по ОСАГО и направил его в Минфин. О пересмотре тарифов министерство пока официально не сообщало.
РСА предлагает повысить базовый тариф по ОСАГО для физлиц с 1980 руб. до 2417 руб. Тариф для такси может увеличиться в 2,4 раза - с 2965 руб. до 7049 руб., для маршруток по замыслу РСА должен повыситься в 2 раза - с 1620 руб. до 3154 рублей.
ОСАГО относится к низкорентабельным видам страхования. Во всем мире рентабельность ОСАГО в районе 5%, максимум - 10%. В России по ряду регинов убыточность ОСАГО выше 100%. Консолидированные данные по этому вопросу отсутствуют.
"ОСАГО - это социальный вид страхования, но его социальная составляющая не должна покрываться за счет страховщиков. Поэтому необходимо увеличить тарифы настолько, чтобы этот вид просто перестал приносить убытки", - считает первый заместитель генерального директора СГ «Межрегионгарант» Дмитрий Климов. В интервью RB.ru он заметил, что тарифы должны быть увеличены хотя бы на 20%.
Размер увеличения тарифов по ОСАГО, вопрос политический. Может быть его стоит увеличивать, но не сразу на 50%. Тогда население переживет это повышение не так болезненно. С другой стороны, надо помнить об убытках страховых компаний. Оптимально было бы учесть интересы обоих сторон - и общества, и бизнеса.
Если базовые ставки не поменяют, то страховщики начнут уходить с этого рынка. Это вызовет лавину мошенничества. Рынок стремительно начнут заполнять недобросовестные компании. В конечном итоге от такой ситуации проиграют все - система просто перестанет работать, резюмирует эксперт.
живу я тут!!!
Завтра российской автогражданке исполняется 5 лет. Итоги противоречивы, как пишет МК.
1 июля наша знаменитая отечественная "автогражданка" отметит свой первый полуюбилей - Закон об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев начал действовать с июля 2003 года. На пятилетие было запланировано вступление в силу и ряда новых поправок, которые могли существенно облегчить жизнь автомобилистам России. Но надежды миллионов россиян-автовладельцев на то, что их жизнь станет хотя бы чуточку проще и легче, были окончательно развеяны, когда Президент России Дмитрий Медведев подписал закон о переносе вступления в силу поправок в "автогражданку" на март следующего года. Страховщики одержали очередную победу над водителями. Теперь упрощенный порядок урегулирования убытков в лучшем случае вступит в силу с марта 2009 года. Но что-то подсказывает, что и эта дата может оказаться не окончательной.
"Убытки не считаны"
Напомним, закон об ОСАГО, подписанный в 2002 году, начал действовать с июля 2003 года. Намерения декларировались самые благие: повышение защищенности граждан России, пострадавших в ДТП. Причем не только тех, кто находился в транспортных средствах, но и пешеходов.
Практически с первого дня страховые компании повели решительную борьбу за отстаивание своих интересов. Честно говоря, это началось еще до вступления закона в силу, сразу после образования осенью 2002-го Российского союза автостраховщиков.
Первое и самое главное - размеры тарифов. Уже в начале 2004 года члены РСА стали говорить об убыточности страхования ОСАГО. При этом убыточность в страховом деле не имеет ничего общего с общепринятым смыслом этого термина. Не случайно, наверное, на сайте РСА в соответствующем разделе перечень и расшифровка терминов заканчивается на букве "Т".
Как мы привыкли понимать, убытки - это в первом приближении превышение совершенных расходов над полученными доходами. Совсем другой смысл несет этот термин в страховом деле. Отбросить все хитрые смысловые "загогулины", можно сказать, что если страховая компания говорит об убыточности в 50%, это означает, что, собрав, к примеру, со своих клиентов 100 миллионов рублей, компания по страховым случаям вернула пострадавшим клиентам 50 миллионов. А 50 у нее еще осталось.
Так что, когда господа из РСА заявляют о росте убыточности ОСАГО, это означает, что у них остается меньше денег. Между тем сами компании, соревнуясь друг с другом за долю на рынке, стимулируют своих агентов повышением комиссионных и этими действиями сами увеличивают убыточность ОСАГО.
Но из года в год страховые компании поют одну и ту же песню: еще немного, и они разорятся. Дескать, выплаты по ОСАГО растут гораздо более быстрыми темпами, чем сбор страховых премий. Относительно недавно РСА опять выступил с инициативой о повышении тарифов по ОСАГО: для физлиц - с 1980 до 2417 рублей, для такси - с 2965 до 7049 рублей, а для маршруток - с 1620 до 3154 рублей. Как, например, заявил в интервью одному СМИ первый заместитель генерального директора одной страховой компании: "ОСАГО - это социальный вид страхования, но его социальная составляющая не должна покрываться за счет страховщиков. Поэтому необходимо увеличить тарифы настолько, чтобы этот вид просто перестал приносить убытки". Но если мы посмотрим на реальные сборы и выплаты, то апокалиптические прогнозы экспертов страхового рынка вполне могут показаться призрачными.
Красивая ситуация, не правда ли? За четыре года страховые компании, жалуясь на рост убыточности, выплатили автовладельцам и прочим потерпевшим 123,3 млрд. рублей из собранных 239,3 млрд. 116 млрд. рублей в плюсе, а зато убыточность средняя за эти годы - аж 51,5%.
То-то количество членов РСА все из года в год увеличивается. Страховщиков просто хлебом не корми, только дай заняться филантропией на благо населения. Сначала их было чуть более 150 компаний, а в прошлом году количество членов РСА увеличилось уже до 179.
"Что-то с памятью моей стало..."
Есть и еще одна характерная особенность у представителей этого бизнеса и тех, кто выступает за соблюдение их интересов. Они напрочь забывают, что обещали и что говорили ранее. За примерами далеко ходить не надо. В момент принятия закона об ОСАГО руководители страховых компаний неоднократно говорили, что через какую-то пару лет страховые компании создадут единую информационную систему в масштабах всей страны. Дескать, это позволит перейти к работе по ОСАГО по европейским правилам. Чтобы все было цивилизованно: стукнулись, обменялись номерами полисов и визитками и разъехались. Без всяких там пробок и ГАИ. А еще всем нам обещали, что даже не надо будет общаться с компанией виновника ДТП. Приходишь-де в свою компанию. Она тебе все компенсирует или ремонтирует, а сама разбирается с другой стороной. Разбежались.
В русской традиции обещанного три года ждать. Завтра исполнится пять лет с начала работы ОСАГО. Но, как вы уже знаете, "упрощенку" отложили. Почему? В числе одной из главных причин депутат Госдумы, он же президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Александр Коваль, выступая перед коллегами по парламенту, назвал отсутствие единой информационной системы. Дескать, нету такой системы, не озаботилось правительство. Даже не акцентируя внимание на том, что страховщики обещали создать ее сами, спешу отметить: у Александра Павловича Коваля явно что-то случилось с памятью.
Вот, к примеру, фрагмент беседы Александра Павловича Коваля на радио "Маяк", "Горячие интервью", 9 августа 2007 года*:
Корр.: - И все же, когда вы говорите, что уже нельзя будет избежать попадания в тот или иной класс, ведь страховщик должен располагать информацией о ваших правонарушениях, о ваших ДТП. И в постановлении правительства сказано, что должна быть создана некая автоматизированная информационная система. Но системы, насколько я знаю, пока нет. Откуда страховщик получает информацию о вашем ДТП?
КОВАЛЬ: - На самом деле система практически создана. И страховщики, понимая, что без этой информационной системы работа невозможна, скажем так, в инициативном порядке этим занимались. И практически она создана. Более того, опытная эксплуатация ее уже проводилась. Но надо сказать о том, что задача создания этой информационной системы и в соответствии с законом, в том числе об ОСАГО, ставилась как раз правительством. И в данном случае правительство проявило не полную заботу о том, чтобы эта система была создана своевременно.
Корр.: - То есть Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации должно было представить, по постановлению правительства, в Правительство Российской Федерации в течение второго квартала 2007 года проект концепции создания автоматизированной системы. Концепция эта была представлена?
КОВАЛЬ: - Мне сложно сказать.
Корр.: - Но вы сделали ее, свою, независимо от правительства.
КОВАЛЬ: - Дело спасения утопающих - дело рук самих утопающих. И страховщики это сделали.
Корр.: - То есть они обмениваются информацией между собой. То есть теперь, меняя страховую компанию, вы не меняете свою страховую историю?
КОВАЛЬ: - Вы не меняете ее, хотя вы попытаетесь, может быть, изменить, если вы нарушали Правила дорожного движения и у вас есть выплаты, но в системе это есть, вы уже никуда не денетесь.
Корр.: - Прекрасно. То есть правительство опоздало.
КОВАЛЬ: - В данном случае - да.
Корр.: - Но в постановлении сказано, что вот этой автоматизированной информационной системой могут пользоваться 6 ведомств и организаций пользователей. Сюда входят, например, Министерство обороны, Министерство сельского хозяйства, МВД, таможенная служба. В вашей системе, которая создана без участия правительства, могут пользоваться правительственные организации и министерства? МВД, например, может пользоваться?
КОВАЛЬ: - На самом деле мы речь ведем об одной и той же системе. То есть то, что создали страховщики, и понятно, что это будет федеральным информационным ресурсом. Естественно, страховщики могут пользоваться наряду с теми ведомствами, которые вы перечислили. Но это система ограниченного доступа пользования. То есть те ведомства, которые перечислены, плюс Российский союз автостраховщиков, плюс страховые компании, члены этого союза.
* Цитирование по расшифровке интервью.
И от полиса не спрятаться, не скрыться
И все же, если оценивать итоги пятилетия, то "автогражданка" скорее сыграла свою положительную роль. Особенно для тех, кто за эти годы так или иначе поучаствовал в ДТП. К тому же плохо ли ОСАГО или хорошо, но это обязательное страхование. И этот рынок неизбежно будет развиваться вместе с ростом автопарка России. А автомобильный парк в стране все время растет. Для большинства россиян, кстати, отечественный автомобиль - идеальное сочетание цены и качества. Об этом в пятницу заявили члены совета директоров крупнейшего российского автопроизводителя на годовом собрании, прошедшем в Тольятти. И если сегодня среднестатистический автолюбитель найдет что возразить труженикам отечественного автопрома, то в будущем, как обещают члены совета директоров и эксперты, продукция тольяттинцев станет, что называется, автомобилем без страха и упрека.
663,5 тысячи проданных автомобилей в России, 28,5% от всего российского рынка - таковы итоги волжского завода, поставившего для себя абсолютный рекорд. Как рассказал Сергей Чемезов, глава госкорпорации "Ростехнологии", прорвались российские авто и на мировой рынок - автосемейством тольяттинцев заинтересовались за рубежом. В 2007 году в страны СНГ, ближнего и дальнего зарубежья отправилось порядка 107 тысяч автомобилей. И если в списках основных импортеров раньше были Украина, Казахстан, Узбекистан, то теперь легковушки с берегов Волги поехали в Германию - страна - законодатель автомобильной моды закупила в Тольятти более тысячи машин. По словам экспертов, случай беспрецедентный.
В стране растет и количество СП с крупнейшими мировыми концернами. Японцы, немцы, корейцы, французы, американцы - все эти автопроизводители сейчас выпускают свою продукцию на территории РФ. И она пополняет гаражи и стоянки в нашей стране. Каждый день количество автовладельцев в России увеличивается не на одну тысячу человек. По большей части, водителей, не обремененных достаточными навыками в управлении транспортным средством. А это значит, что ОСАГО в нашей стране с каждым годом будет все более и более востребованным. И оно все равно будет совершенствоваться, становясь для водителей все более удобным.
И хотя правила обязательного автострахования едины по всей стране, и методика, и размеры компенсации тоже едины, все же для тех, у кого истекают сроки действия полисов ОСАГО, рискну дать один совет. Старайтесь работать с крупными компаниями, для которых "автогражданка" - побочное и не самое значимое направление работы. Устойчивость компании, даже при наличии компенсационного фонда РСА, из которого производятся выплаты в случае разорения вашего страховщика, - фактор отнюдь не второстепенный.
И еще - не тяните с оформлением нового полиса. Ведь, как только истекает срок действия старого, ваше авто сразу попадает в разряд незастрахованных. А с завтрашнего дня отсутствие полиса ОСАГО грозит запретом на эксплуатацию транспортного средства со снятием номеров.
ОСАГО в России
Год Сборы (млрд. руб.) Выплаты (млрд. руб.) Убыточность (в %)
2004 49 18,5 37,75
2005 54,1 26,4 48,8
2006 63,8 39,1 61,3
2007 72,4 39,3 54,3
живу я тут!!!
Изменение тарифов ОСАГО и КАСКО запланировано на 1 марта 2009 года и должно быть включено в закон об ОСАГО и прямом урегулировании убытков и оформлении ДТП без представителей ГАИ, об этом заявили представители страховых компаний сегодня, 24 июля, на круглом столе в АБН.
«За 5 лет существования ОСАГО сформировалась статистика, которая показала, что убыточность страховых компаний только повышается. По некоторым коэффициентам она доходит до 100%», сообщил заместитель генерального директора по автострахованию ОАО Страховая компания «Русский мир» Андрей Знаменский.
А.Знаменский отметил, что необходим пересмотр всех коэффициентов, особенно по общественному траспорту, такси и региональному направлению.
«Если не проводить изменение тарифов, то это может привести к коллапсу на рынке страховых услуг, т.е. уход ряда компаний не первого эшелона», добавил директор департамента продаж Страховой Группы «Регион» Михаил Меженик.(пост-релиз будет размещен в разделе "пресс-конференции")
Агенство бизнес новостей
живу я тут!!!
А у меня каско 60000 стоит и что? Время продлевать приближается и справки начинаю собирать: тут скол, там царапина: оправдывать надо! а законы необходимо менять, сейчас чтобы страховку быстрей получить проще себя виновным признать и по каске отремонтировать авто, а иначе группа разбора, 10 дней на обжалование, если ответчик на разбор появился, если нет откладывается. Вообщем при наилучшем раскладе месяц, а иногда до полугода растягивается и что? это время не работать? Вот и пишут ребята, что виноваты, через 3 дня отремонтировался и работать...
живу я тут!!!
не пыли, пехота!
не переживайте, по-честному ничего не бывает