Добрый день.
Данное письмо составлено по инициативе «Свободного Профсоюза Таксистов» и сочувствующих ему водителей такси.
Агрегация - это перспективное инновационное направление бизнеса. Агрегация присутствует не только на рынке такси, но и в других направлениях сферы услуг, а также в сфере продаж товаров. Этот процесс идет не только в России, но и по всему миру. Удачными примерами развития этого бизнеса являются: «Авито», «Ямаркет», «Али-баба». Однако, только в сфере такси на данный момент сложилась критическая ситуация в вопросах взаимопонимания между участниками рынка.
Рынок такси, на данный момент в России, плохо урегулирован законодательством. В 69 федеральном законе о такси отсутствуют такие понятия как: диспетчерская и агрегатор такси. Не прописаны их права и обязанности. Приведение «закона о такси» в соответствие с реальным положением дел в интересах всех участников рынка. И в этом процессе должны принимать участие как таксопарки, агрегаторы, представители диспетчерских служб, так и при представители непосредственных исполнителей заказов – водителей. Чьи интересы представлены посредственно либо через автопарки, либо через не имеющих легитимности общественные организации.
Правомочность, либо неправомочность, установки агрегаторами, либо диспетчерских служб, тарифов на перевозку пассажиров и багажа легковым автотранспортом должно быть прописана в законе. На данный момент фактическое положение дел и закон расходятся.
Если же отойти от буквы закона, то история вопроса выглядит следующим образом: по итогам работы агрегаторов на московском рынке такси в 2014г., с молчаливого согласия подавляющего большинства водителей, им было делегировано право устанавливать тарифы на перевозки. Такой шаг не вызвал одобрения автопарков, но так как подавляющее большинство водителей было довольно своими заработками, с заказов, получаемых от агрегаторов, право устанавливать тарифы было передано агрегаторам.
Заметим: фрахтовщики, как непосредственные участники рынка, делегировали свое право на установку тарифов агрегаторам. Все тарифы, согласно законодательству РФ, должны осуждаться на трехсторонней комиссии. Но мобильный рынок, коим является такси, требует таких же быстрых решений.
Правильность такого решения водителей, по итогам 2015 года, оценить сложно, так как весь 2015 год прошел под негативным давлением внешних факторов, напрямую не связанных с рынком такси.
В 2016 году делегированное право устанавливать тарифы осталось у агрегаторов, так как за основу обществом был принят постулат: «если бы не внешние факторы, то прибыльность рынка выросла». Так же 2016 год отмечен широким привлечением агрегаторами инвестиций. Для увеличения числа заказов, распределяемых через свою систему, каждый агрегатор, помимо широкого применения рекламы, ввел компенсации водителям. Фактически получилась парадоксальная ситуация, когда за пассажира поездку оплачивает агрегатор.
В 2017 год рынок Московского такси вошел со следующими проблемами:
- много миллиардные долги агрегаторов;
- необоснованный прирост клиентов, пользующихся услугами не за свой счет, а за счет агрегаторов (возникает большой вопрос: останутся ли эти люди клиентами такси, если отменить доплаты);
- недовольство водителей такси низкими тарифами (на данный момент тарифы установлены не по условиям рынка, а рамках ценовой войны агрегаторов);
- низкая рентабельность, а зачастую нерентабельность, перевозки пассажиров (с учетом всех издержек, а не только на совершение конкретной поездки, как закладывается в алгоритмы расчетов);
- стоимость поездки по фиксированному тарифу не соответствует временным и моторесурсным затратам в дневное время суток (из-за не предсказуемости, даже с учетом вычислительных мощностей агрегаторов, изменений дорожной ситуации (насколько нам известно, ни в один алгоритм расчета не заложен риск образования пробки по причине ДТП по маршруту следования));
- высокая изношенность автопарка такси г. Москвы.
Кризисная ситуация на рынке такси, и в частности Московского, сложилась не столько из-за стремления его участников к наживе, сколько из-за непонимания кто есть кто, на этом рынке.
Пассажир или водитель, включая мобильное приложение, того или иного агрегатора, автоматически подписывается под договором оферты. В большинстве этих договоров фигурируют такие понятия как: клиент, принципал, агент, приложение и правообладатель.
Правообладатель — это компания владелец приложения, принципал — это водитель, агент — это посредник между правообладателем и принципалом, клиент — это пассажир.
С точки зрения логики клиентом продавца товара или услуги является тот, кто непосредственно оплачивает эти услуги. В случае с такси: клиентом приложения являются водители, а не пассажиры. Пассажиры — это клиенты водителей, а не приложения.
Вследствие вышеизложенного «Свободный профсоюз таксистов» и сочувствующие ему водители такси настоятельно рекомендует принять, проработать и внести изменения в следующие негативно влияющие на деятельность отрасли моменты:
- приведение договора оферты в соответствие с фактическим положением дел на рынке такси (прописать права принципалов - водителей, а не только их обязанности);
- оплата рабочего времени водителя такси из расчета 1000 рублей в час (в них включены комиссия, расходы на амортизацию автомобиля и ГСМ)
- заказ получает ближайший автомобиль по геолокации
- полная ликвидация оценок, рейтингов и приоритетов
- свобода выбора заказа , отмены процентов принятых заказов или отликов
- жесткое разделение по классам авто
- отменить действие фиксированных тарифов в дневное время суток
- прозрачность заказов: получение информации о стоимости заказа, комиссии, маршрута заказа
- одинаковая стоимость как для пассажира, так и для водителя такси, полная отмена компенсаций и скидок
- жесткое отношение к брендированию сторонних агрегаторов
- трансфер в аэропорт от 1000 рублей (для класса эконом, до 40 км, далее 25 р км)
«Свободный профсоюз таксистов» во исполнение своих рекомендаций готов оказывать помощь и участвовать в совместном обсуждении с заинтересованными в решении проблем рынка такси агрегаторами и диспетчерскими службами.
В случае если наши рекомендации не будут учтены, мы будем вынуждены рекомендовать своим членам, и заинтересованным лицам, к диспетчерским службам, имеющим лояльное отношение к водителям и соответствующие тарифы. Кроме этого мы будем вынуждены оказывать посильную поддержку новым агрегаторам и диспетчерским службам, желающим выйти на московский рынок такси. А также возрождать деятельность ушедшим с рынка участникам.
А также использовать весь арсенал методов и средств, для привлечения широкого внимания общественности к проблеме такси.
Наши контакты:
8-999-830-7590
YouTube : Союз Таксистов