А отдает ли кто-нибудь отчет в нашем государстве, что в ближайшие годы без работы останутся сначала сотни тысяч, а потом и миллионы людей без какой-либо серьезной квалификации? И что уже сейчас созданы все условия, что при таком ходе развития, создаются все предпосылки, чтобы вспыхнули массовые волнения, возможно сметающие сами основы государственного строя?
Все россияне сегодня оказались в очень тяжелых условиях. Люди теряют работу, переходят на зарплату в конвертах, трудятся больше, а зарабатывают меньше. С одной стороны влияют санкции, инфляция, непрерывно падающий курс нефти, а с другой стороны, простой ход прогресса, который, невзирая на экономическую обстановку и политические режимы, сметает устаревающие профессии. Так на смену проводному телефону пришела мобильная, сотовая связь и интернет приложения, которые тоже эволюционируют, вытесняя профессию оператора и диспетчера, как в свое время вытеснили профессию телефониста и радиооператора.
Недавно Австралийский комитет содействия экономическому развитию заявил, что до 40% профессий к 2030 году исчезнут, а американцы утверждают, что исчезнет половина специальностей. И исчезнут в первую очередь самые распространенные в стране мужские профессии - дальнобойщика и таксиста. И исчезнет не просто самая массовая профессия водителя, а еще и ряд квалифицированных профессий, это и диспетчера, операторы, менеджеры по персоналу, медицинские работники, необходимые для нормальной работы миллионов людей без какой-либо серьезной квалификации. Но это ближайшее будущее, а что сейчас?
По этому поводу можно долго спорить, что Россия не запад и с нашими дорогами это не возможно, но еще пять-шесть лет назад мы с усмешкой смотрели на интернет программы, которые приходили на смену рациям в такси. Тоже говорили, что и покрытия интернета нет и таксист не будет пялиться в экран монитора. А теперь все работают с приложениями и во всем мире не знают как отрегулировать этот рынок якобы такси, а по сути не имеющего к такси никакого отношения. Но это рынок интернет-приложений, который на самом деле выводит услугу перевозки пассажиров на более удобную ступень развития.
Можно и как аргумент говорить, что на смену гужевой повозке пришёл автомобиль и сейчас на смену диспетчеру идет интернет революция, сама услуга эволюционирует. А законодательство, регулирующее деятельность перевозчиков отстает, но скоро разберется и выпустит законы, регулирующие деятельность, как у дальнобойщиков "Платон". Кстати, сейчас в США, уже тестируют систему копирующую Российскую, это говорит, что наше законодательство в части контроля за грузоперевозками обогнало американцев.
Но такси это несколько иная сфера, чем грузоперевозки. Очень сложно из потока транспортных средств выделить автомобиль такси. И вот тут и агрегаторы, имеющие свои интернет возможности по позиционированию, сами себе подложили свинью. Сейчас в режиме он-лайн агрегатор видит местоположение каждого автомобиля такси и занят он или свободен, включен таксометр или нет, пишется трек каждой поездки такси с пассажиром. Значит, если государство всё-таки решит уйти, а точнее оттянуть социальную напряженность в этой сфере, оно может запросто наложить налог на каждую перевозку пассажира. Этим самым агрегатор вводится в правовое поле, становится ответственным участником пассажироперевозки, если хотите - фрахтовщиком. И именно через него в казну поступают налоги с оказанной услуги.
Сейчас ведь как происходит при покупке пачки сигарет или бутылки пива? Сразу данные о покупке, через оператора, владельца торговой точки, поступают в вычислительный центр налоговой службы, где зарегистрирована торговая точка. Тоже самое происходит и на общественном транспорте в Москве - о всех транзакциях с карты "Тройка" через вычислительный центр дептранса.
А вот теперь к этой модели добавьте обязательную установку на автомобиль такси блока ГЛОНАСС, что в новых условия становится необходимостью с явными помехами, которые в последнее время специально инициирует США для неустойчивой работы GPS на территоррии России. И чипа по принципу транспондера, завязанного на ГЛОНАСС, но это уже для сотрудников МАДИ и ГИБДД и камер, работающих в автоматическом режиме. Ассоциация предпринимателей, подписавшая обязательства по передаче всех данных в вычислительный центр. Если та или иная компания или интернет приложение начали деятельность в том или ином субьекте РФ и не аккредитована в этом регионе, штрафы по линии специально образованного органа и Ространснадзора и ФНС, региональных министерсв транспорта по переданным данным с вычислительного центра.
А зачем это таксистам? Сейчас опять в меня полетят упреки, что я хочу обложить дополнительными налогами официальное такси и это аукнется на простом водителе. А я объясню это просто и постарайтесь понять суть.
Первое: если это не сделать, то конкурирующий рынок приложений ввыжет ценами сам себя, это бизнесс проекты и основным фактором является на сегодня демпинг. Что уже происходит и в ряде регионов страны услуга "такси" сейчас уже ниже рентабельности, даже учитывая, что налогоотчисления в бюджет практически не платятся. А водители, которые готовы возить даже в убыток всё-равно найдутся и в будущем, ситуация в стране такая, что водителями становятся работоспособные мужчины испытывающие финансовые затруднения, а это 90% работоспособного населения.
Второе: налог с каждой перевозки, это в первую очередь, часть структуры тарифообразования. Значит, если выставляется сумма налога, необходимо и высчитывать и саму структуру тарифа. Где столько-то налог, столько-то фиксированные операционные расходы агрегатора и в процентном отношении столько-то доходность. Это нефиксированные тарифы, что нарушает принцип конкурентности на рынке, это участие государства в структуре тарифообразования и контроля в части собираемости государственных налогов с предпринимательской деятельности.
Третье: с этого налога (с каждой поездки) работник, водитель, оплачивает свои отчисления в бюджет, соответственно должен получить в ответ и отмену транспортного налога и оплачивает расходы и госконтроля и социальные отчисления. А это уже возможность возникновения трудовых отношений на предприятии и социальные гарантии государства перед работником.
Четвертое: у агрегатора появляется необходимость профобучения каждого работника для улучшения показателей профессиональных стандартов оказываемой услуги и реальный механизм контроля как прохождения водителем медицинского осмотра перед выходом на линию, так и соблюдения режима работы водителя в части соблюдения ПДД и соблюдения режима отдыха.
Понятно, что сам механизм контроля, бизнес такси встретит в штыки, но оглянитесь кругом - время ловить рыбку в мутной воде безвозвратно ушло и бизнес такси уже убыточен. Если так продолжать и смотреть только как выжить, это как спрятаться страусу головой в песок, а зад оставить на улице. Ведь бизнес не может быть убыточен, это разоренее, так и действительно к беспорядкам и перекрытиям улиц дойдем, а физические революции нам ни к чему, хватает интернет-революционных развитий.
Амосов Олег специально для TAXI-FORUM.RU