Предварительный концептуальный анализ и оценка регулирующего воздействия законопроекта № 472515-6
«О государственном регулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Группой экспертов проведен предварительный концептуальный анализ и оценка регулирующего воздействия, внесенного в Государственную Думу ФС РФ законопроекта № 422515-6 «О государственном регулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно пояснительной записке к законопроекту, концепцией предлагаемых изменений в Федеральное законодательство является:
1. Реализация «иного понимания механизма регулирования такого востребованного института, как перевозка пассажиров и багажа легковым такси, путем осуществления регулирования данных правоотношений самостоятельным Федеральным законом вместо действующей в настоящее время статьи 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 года N 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
2. «Введение в законодательство понятия «операторской службы» как информационного центра, который предоставляя доступ фрахтовщикам и перевозчикам к информации посредством телекоммуникацио
3. «Дифференцированн
4. Увеличение штрафных санкций за осуществление предпринимательс
Анализ предлагаемых норм законопроекта.
Авторы законопроекта, в установленном Регламентом Государственной Думы ФС РФ обязательном документе – «Перечень актов федерального законодательства
Между тем, предлагаемые нормы законопроекта входят в противоречие с четырьмя Федеральными законами, двумя постановлениями Правительства Российской Федерации, Техническим регламентом Таможенного союза, и нормативно-право
В случае принятия законопроекта, также необходимо будет привести в соответствие Законы всех субъектов Российской Федерации и нормативно-право
В Статье 1 авторами законопроекта деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси выводится из-под действия гражданского законодательства
Деятельность легкового такси в Российской Федерации регулируется следующими Федеральными законами и Постановлениями Правительства Российской Федерации:
«Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)», № 51-ФЗ от 30.11.1994;
«Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», № 259-ФЗ от 08.11.2007;
«Правила перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», Постановление Правительства Российской Федерации № 112 от 14.02.2009.
Вызывает сомнение определение «единый рынок перевозок пассажиров
и багажа легковым такси на территории Российской Федерации» - что подразумевает передачу полномочий по организации транспортного обслуживания населения легковым такси в ведение Российской Федерации.
Вызывает вопросы необходимость «определения регионального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в сфере организации транспортного обслуживания населения легковым такси на территории субъекта Российской Федерации (далее – уполномоченный орган)» - в тоже время, далее по тексту, отсутствует уполномоченный орган по государственному региональному контролю в сфере деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
Начиная со статьи 2 и далее по тексту, авторы закона постоянно подменяют понятие «фрахтовщик легкового такси» на понятие «перевозчик», что противоречит определениям, установленным вышеперечисленны
В 1 абзаце статьи 2 вводится определение «организаций, участвующих в предоставлении государственных услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси», что наряду с названием законопроекта «О государственном регулировании…» вызывает вопросы о целесообразности и необходимости национализации отрасли такси в Российской Федерации, а также непонятны механизмы и методы вхождения государства в бизнес такси.
В статье 6 предлагается значительно снизить требования к оборудованию транспортных средств такси. Однако, представляется, что авторы законопроекта, вводя законодательное ограничение для субъектов Российской Федерации по установлению «не менее трех обязательных цветов», не учли возможности подачи исков от субъектов предпринимательс
Вызывает сомнение целесообразность установления следующей нормы: «На транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и багажа легковым такси, не распространяются требования обязательного оснащения дополнительным оборудованием в виде тахографов и аппаратуры спутниковой навигации системы ГЛОНАСС» в части «отмены» ГЛОНАСС. Это противоречит:
Федеральному закону «О государственной автоматизированн
Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».
В Статье 7 законопроекта предусмотрена норма: «Органами государственной власти субъектов Российской Федерации» (непонятно какими) «могут устанавливаться дополнительные условия и требования, дающие право на приоритетную государственную поддержку… В качестве условий получения государственной поддержки могут быть установлены дополнительные требования к цвету кузова легкового такси и срокам его эксплуатации, к водителям и специалистам перевозчика, а также к тарифу на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси».
Данная норма закладывает условия для коррупционных отношений – получения государственной поддержки субъектами предпринимательс
В статье 8 законопроекта 1 абзац пункта 1 по смыслу фактически дублирует 2 абзац. По сравнению с действующими нормами ФЗ-69 исключена возможность совершения перевозки пассажиров и багажа легковым такси в другой субъект РФ в случае отсутствия между этими регионами соглашений, что приведет к невозможности межрегиональных перевозок легковым такси. Представляется, что это является нарушением единого экономического пространства Российской Федерации.
Статья 9 законопроекта представляется не соответствующим существующим нормам Федерального законодательства
Так, ст. 31 п. 3 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ (далее – Устав) определенно, что устный договор фрахтования легкового такси может быть заключен посредством принятия к выполнению заказа фрахтователя. Статьей 103 Правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее – Правила), определенно, что заказ фрахтователя принимается с использованием любых средств связи, а также по месту нахождения фрахтовщика или его представителя. Моментом заключения устного договора фрахтования легкового такси путем принятия заказа фрахтователя с помощью любых средств связи, является момент принятия заказа к исполнению. Лицо, принявшее заказ фрахтователя к исполнению с использованием любых средств связи приобретает все права и обязанности фрахтовщика легкового такси и обязано зарегистрировать принятый к исполнению заказ фрахтователя в журнале регистрации, путем внесения в него, установленной ст. 104 - 105 Правил.
Представляется, что введение в законодательство понятий применительно к деятельности такси «Перевозчик», «водитель», «лицо, осуществляющее прием и (или) передачу заказов на перевозку пассажиров и багажа легковым такси», их прав и обязанностей, не является предметом регулирования предлагаемого к рассмотрению законопроекта.
Статья 12 рассматриваемого законопроекта вносит изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности путем введения новой статьи - Статья 14.1.3 Осуществление предпринимательс
Данный подход, усиливает штрафные санкции на нелегальных таксистов, однако он повторяет уже действующий принцип – наказание за нелегальный извоз физических лиц - водителей транспортных средств. При этом полностью отсутствует ответственность за работу без разрешения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
Данный пробел законодательства позволяет безнаказанно организовывать нелегальный извоз «диспетчерским, операторским и иным службам заказа такси», которые, являясь, согласно федерального законодательства
Представляется целесообразным изменить подход законодателя к установлению ответственности за нелегальный извоз.
Так, в Государственную Думу ФС РФ, в феврале 2014 года Законодательным собранием Амурской области внесен законопроект № 447293-6 «О внесении изменений в статью 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (об установлении ответственности за осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси без разрешения)», который вводит ответственность не только физических лиц – водителей, но и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
Советом Государственной Думы 17 марта 2014 года было принято решение по законопроекту № 447293-6 - назначить ответственный комитет (Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству), представить отзывы, предложения и замечания к законопроекту (срок представления отзывов, предложений и замечаний в комитет 20.04.2014); подготовить законопроект к рассмотрению Государственной Думой; включить законопроект в примерную программу на апрель 2014 года.
Оценка регулирующего воздействия предлагаемого законопроекта.
Предлагаемый законопроект фактически узаконивает комплексное выведение из-под действия отраслевого гражданского законодательства так называемых «Диспетчерских служб заказа такси», являющихся фрахтовщиками легкового такси в «сферу телекоммуникацио
При этом авторами законопроекта, в пояснительной записке декларируется следующее:
«…в законодательство вводится понятие «операторской службы» как информационного центра, который предоставляя доступ фрахтовщикам и перевозчикам к информации посредством телекоммуникацио
В настоящее время, «Диспетчерские службы», в погоне «за массовым охватом», пользуясь несовершенством законодательства
Значительное (по сравнению с действующим законодательство
Предлагаемое авторами законопроекта «концептуально иное понимание механизма регулирования такого востребованного института, как перевозка пассажиров и багажа легковым такси» абсолютно не учитывает имеющиеся у субъектов широкие полномочия по нормативно правовому регулированию деятельности такси, согласно действующему федеральному законодательству
Так, подпунктом 12 пункта 2 статьи 263 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительны
До принятия федеральных законов по предметам совместного ведения, а также по вопросам совместного ведения, не урегулированным федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, могут устанавливаться не указанные в пункте 2 настоящей статьи полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет и в пределах средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам (пункт 5 статьи 263 Федерального закона № 184-ФЗ).
Что касается принятия субъектом Российской Федерации нормативных правовых актов, устанавливающих административную ответственность за нарушение правил организации транспортного обслуживания населения, согласно статье 26 Федерального закона № 184-ФЗ, административная ответственность за невыполнение или нарушение нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации может быть установлена законом субъекта Российской Федерации в случае, если она не установлена федеральным законом.
Конституционный суд Российской Федерации, в своем постановлении № 16-П от 13 июля 2010 года, подтвердил правомочие субъекта Российской Федерации нормативно закреплять меры по организации транспортного обслуживания населения легковыми такси, если:
Вводимые нормы и требования не ограничивают возможность осуществлять предпринимательс
Не заставляют субъектов предпринимательс
Не вводят новые условия допуска к деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси;
Введение данных норм создает равные условия для участников рынка таксомоторных услуг и направлены на защиту добросовестной конкуренции.
Представляется, что совершенствовани
по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, в настоящее время, в условиях массового развития информационных технологий, большого количества субъектов предпринимательс
Одновременно необходимо установить ответственность фрахтовщиков легкового такси принимающих заказы фрахтователей с помощью любых видов связи (включая интернет - приложения).
Выводы:
Несмотря на объективную необходимость замены действующего Федерального законодательства - «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (статья 9 – о такси)», № 69-ФЗ от 21.04.2011, в редакции ФЗ-34 от 23.04.2012 на отдельный Федеральный закон «О деятельности такси в Российской Федерации», представленный законопроект имеет критическое количество юридических, юридико-техничес
Законопроект должен был устранить правовые пробелы, существующие в действующем законодательстве
В целом, концепция законопроекта отражает интересы «Диспетчерских служб заказа такси», являющихся в настоящее время основными организаторами нелегального извоза в Российской Федерации.
Законопроект направлен на дальнейшее ухудшение социального и экономического положения субъектов предпринимательс