19 декабря в Нижнем Новгороде состоялся круглый стол, участниками которого стали представители таксомоторной отрасли. Организатором круглого стола на тему «Монополизации рынка такси федеральными диспетчерскими службами», выступил профсоюз таксистов «Такси-НН».
В работе круглого стола приняли участие: депутат Государственной Думы Федерального собрания VI Созыва, заместитель председателя комитета по транспорту ГД, Старовойтов А.С. Представители Министерства транспорта Нижегородской области, Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области, представители ГИБДД и полиции, представители Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства ОПОРА РОССИИ, Межрегиональный "Транспортный профсоюз", Межрегиональный профсоюз диспетчеров и логистов грузового и пассажирского автотранспорта "Диспетчер", Общественное Движение "ФОРУМ ТАКСИ", Некоммерческие Партнерства и руководители таксопарков и диспетчерских служб Нижегородской области.
Круглый стол прошел в продуктивной обстановке, развернулись дискуссии сразу в нескольких направлениях работы отрасли такси. Выстроился продуктивный диалог с представителями исполнительной власти в сфере поддержки малого бизнеса. В рабочей обстановке обсудили возможность поддержки для легального бизнеса от государства в части и погашения части лизинговых платежей, субсидий на развитие, помощь в предоставлении преференций для официальных таксистов.
Председатель профсоюза территориальной организации таксистов Юрий Фомин видит корень зла в безопасности водителей и пассажиров в такси в сетевых диспетчерских службах. Стараясь удерживать низкие тарифы, крупные сетевые диспетчерские службы привлекают «непрофессиональных водителей», что приводит к «деградации» профессии таксиста и уходу из нее профессионалов.
Диспетчерам таких диспетчерских находятся в другом регионе и принимают заказы на перевозку от не адекватных пассажиров находящихся в алкогольном или наркотическом опьянении. Также часто поступают заказы от криминальных элементов, мошенников и наркокурьеров для перевозки наркотиков.
«На сегодняшний день до 80% перевозок осуществляется через федеральные диспетчерские службы, которые привлекают «подработчиков» — тех водителей, которые хотят подзаработать в отрыве от основной работы. Под них подстраивается ценовая политика, цены падают. Водителей, для которых работа в такси является единственной, существующие тарифы не устраивают. Поэтому они вынуждены уходить».
У «подработчиков» нет мотивации регистрироваться, получать разрешения на перевозку и платить налоги. Поэтому в проигрыше оказываются профессиональные таксисты и пассажиры, которые рискуют, садясь в автомобиль «не известно к кому, может быть наркоману или алкоголику».
«Был случай, когда за одну ночь случилось сразу несколько аварий с участием непрофессиональных таксистов, - констатировал Николай Воронов. — Погибли три человека, еще два попали в больницу. В двух случаях водители тупо не заметили работающую снегоуборочную технику. Виной, видимо, стали усталость и снижение внимания от длительной переработки». Что опять же связанно с демпингом цен и необходимостью водителю находится за рулем, что бы хоть что-то заработать по 12-16 часов ежедневно. Эти же рассуждения поддержал председатель Межрегионального транспортного профсоюза Роман Круглов, ситуация связана с существующей тарифной политикой, а минимальные цены приводят к вымыванию профессионалов, невозможности содержать медицинские и технические пункты и так далее.
Отсутствие ответственности диспетчерских служб по передаче информации о заказах нелегальным перевозчикам порождает полную анархию на рынке такси, когда никто ни за что не отвечает, а в первую очередь страдает легальный перевозчик, оплачивая налоги, неся бремя прохождения тех. и мед. осмотров.
Круглов рассказал о положительной практике проведения "забастовок" как инструмента борьбы с сетевиками. Отсутствие сплоченности таксистов приводит ко всем этим негативным последствиям. «Водители разобщены, хотя достаточно провести забастовку и не выйти на линии — любой диспетчер будет вынужден пойти на уступки. Но если возмущается один таксист, толку от этого нет. Ему скажут: «уходи», и на его место придут те же «подработчики». Если таких недовольных 500 человек — это уже совсем другая история», — отметил Роман Круглов.
Борьба с нелегальными перевозчиками.
Необходимо решить вопрос с механизмом контроля за работой такси, считает директор ООО «Нижегородец» Сергей Крайнов. «В региональном министерстве транспорта всего два человека, которые должны контролировать исполнение закона о такси. В ГИБДД катастрофическая нехватка людей. Мы можем принять миллион норм и правил, но пока некому следить за их исполнением. Если ситуация не изменится, то сетевые компании выбьют нас с рынка».
Представитель УГИБДД по Нижегородской области, майор полиции Денис Жаров рассказал, что 14 декабря в Арзамасе была проведена профилактическая операция «Таксист», которая «блокировала» работу нелегальных таксистов. «Достаточно было поймать двух перевозчиков, как все остальные ушли с линий», что подтверждает практика проведения операций по отлову нелегальных перевозчиков в различных регионах.
Операции по отлову нелегалов в такси Нижегородской области проводятся постоянно и регулярно. Но Жаров также отметил, что у полиции не достаточно полномочий для осуществления проверок таксистов и для проведения таких операций приходится согласовывать в сразу нескольких ведомствах.
Поступило предложение обсудить возможность расширения ряда полномочий для полиции. Обсудили варианты правоприменительной практики в такси. За какие нарушения, какие силовые структуры имеют право применения штрафных санкций и как уже при действующем законодательстве наладить борьбу с нелегалами. Обсудили вопросы связанные с выстраивнием тесного сотрудничества профессионального сообщества с силовыми структурами.
Александр Старовойтов отметил, что все озвученные проблемы характерны для всех регионов, а не только для Нижегородской области. Но также и рассказал о положительной практике борьбы с нелегальными перевозчиками в регионах, где само сообщество профессионалов участвует в выявлений незаконной предпринимательской деятельности. А так же предложил к обсуждению ряд мер направленных на изменение Федерального Законодательства в сфере перевозок для выстраиваивания "прозрачных правил работы". Предложил самому сообществу более активно участвовать в совершенствовании законодательной базы как на местном, региональном уровне, так и федеральном.
Ситуация с страховыми компаниями оказывающими в страховке ОСАГО для работы в такси тоже одна из наболевших тем. "Мотивация страховых компаний для повышенных коэффициентов ОСАГО не имея никакой статистики по ДТП с участием такси, просто надумана," - считает Роман Круглов, - "почему ОСАГО для троллейбуса перевозящего до 60 человек стоит четыре тысячи рублей, а страховка такси для Рено Логан одиннадцать тысяч?"
Завышенные тарифы на страховку КАСКО для такси также надуманны: «Как частное лицо каско я могу оформить за 35 тыс. руб., а как таксисту мне это будет стоить уже 150 тыс.», — отметил Сергей Крайнов.
Но еще большая проблема, что страховщики просто отказываются страховать автомобиль для работы в такси даже по таким "заоблачным" тарифам или навязывают ряд дополнительных страховых услуг.
«Мы планируем провести следующий круглый стол в Государственной думе, куда пригласим представителей страховых и лизинговых компаний, банков. Надо, чтобы они вразумительно объяснили нам, в чем они видят проблемы взаимодействия с таксистами», — сообщил Александр Старовойтов.
Надо сказать, что обсуждение на "круглом столе" получилось живое и поступило ряд конструктивных предложений о совершенствовании законодательной базы и выстраивании работы над улучшением работы отрасли. В конце заседания была принята резолюция о неотложных мерах по созданию системы таксомоторного обслуживания населения, изменения законодательной базы для такси, которую направят в Госдуму.
И "нарезки" обсуждений, видео запись всего не велась, а зря, но это вопрос к организаторам.
Новостная лента (главное):
Сюжет в Вести: Нижегородские перевозчики недовольны законом "О такси" http://www.vesti.ru/doc.html?id=1169402
КомерсантЪ: «Шашечки» бастуют
К спору с диспетчерскими службами таксисты пытаются подключить Госдуму http://www.kommersant.ru/doc/2372550?isSearch=True