4 декабря 2013 года в Тулу на межрегиональный Круглый стол собрались из различных городов более 40 представителей профессионального сообщества отрасли такси, исполнительной власти и ГИБДД.
Главным вопросом, ради которого и затевалось это мероприятия, стала озабоченность о безопасности водителей во время исполнения своих служебных обязанностей.
Открыл работу Круглого стола Сергей Марценюк (председатель совета Правления НП «Объединение автомобильных перевозчиков Тульской области»). Он вкратце обозначил формат предстоящего разговора и предоставил слово Сергею Киселёву (заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Тульской области).
Сергей Киселёв от имени администрации и профильного министерства поприветствовал всех участников мероприятия, отметил, что на данный момент легковое такси взяло на себя важные социальные функции в сфере пассажирских перевозок населения, хотя и постоянно сталкивается с накопившимися за последние годы проблемами. Зам.министра пожелал всем плодотворного обсуждения.
Алексей Смирнов (заместитель председателя межрегионального транспортного профсоюза) зачитал приветственное слово от заместителя Председателя Комитета Государственной Думы по транспорту Александра Сергеевича Старовойтова.
"Во все времена работа таксиста считалась работой повышенной опасности. – начал своё выступление Сергей Марценюк, - В наше же время опасность профессии увеличилась еще больше – ее уже, наверное, можно сравнивать со спецслужбами. С начала 2013 года в России было совершено более 150 преступлений в отношении водителей такси."
Надо сказать, что тематика безопасности таксиста очень многогранна. Как оказалось, обсуждая её, нельзя было не затронуть и вопросы страхования, регулирования работы диспетчерских служб, единой окраски автомобилей, влияния государства на контроль над ценами на услуги таксомоторов, ну и, конечно же, необходимости оперативного внесения изменений в законодательные нормативно-правовые документы.
На одной дискуссионной площадке активно принимали участие заместители начальника ГИБДД Тульской области Геннадий Шумилёв и Олег Лапин, предприниматель из небольшого городка Донской Владимир Киреев и исполнительный директор Ассоциации «Национальный Совет такси», председатель профсоюза «Таксист» Ярослав Щербинин и ведущий консультант Министерства транспорта и связи Тверской области Наталья Карпова, руководители крупнейших компаний такси из Смоленска, Калуги, Рязани и их коллеги из Ростова-на-Дону.
Каждый из присутствовавших реализовал возможность донести своё мнение до остальных. Иногда разгорались довольно жаркие дебаты, но это не помешало в результате большинством голосов принять итоговую резолюцию межрегионального Круглого стола.
В работе межрегионального Круглого стола приняли участие руководителя таксомоторных предприятий различных форм собственности, представители некоммерческих общественных организаций из Тульской, Смоленской, Рязанской, Калужской, Тверской и Ростовской областей, профсоюзов таксистов из Московской и Калужской областей, министерства транспорта и дорожного хозяйства Тульской области, руководство ГИБДД, страховых и лизинговых компаний. Работу межрегионального Круглого стола освещали краевые средства массовой информации.
Участники межрегионального Круглого стола в ходе обсуждений отметили следующее:
Мы, представители профессионального сообщества, выбравшие для себя деятельность по перевозке пассажиров легковыми автомобилями такси и общественные объединения, обсудив актуальные вопросы транспортного обслуживания населения и проводимую федеральными и региональными властями политику в сфере организации пассажирских перевозок легковыми такси, а так же контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси, считаем необходимым заявить консолидированное мнение профессионального сообщества таксистов.
Такси прочно заняло нишу доступного транспорта для населения в наших регионах. Оно в условиях постоянно растущего спроса компенсирует неразвитость автобусных перевозок, субсидируемых государством, обеспечивает стратегическую цель развития транспортной системы – высокую транспортную доступность для населения. При этом, перевозки пассажиров легковым транспортом, являясь реальным сектором экономики, решают важнейшую государственную социально-экономическую задачу – предоставляют возможность доступной работы, открытия своего бизнеса или получения дополнительного дохода для широкого слоя среднего класса граждан Российской Федерации.
С принятием Федерального закона, регулирующего деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси, в Российской Федерации заложены основы для развития цивилизованного рынка таксомоторных услуг. Субъектам Российской Федерации переданы полномочия по регулированию деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси.
Между тем, в настоящее время, согласно социологическим опросам, профессия таксиста вошла в пятёрку самых опасных. С каждым годом совершается всё больше ограблений и нападений, в том числе и вооружённых, влекущих порой смерть водителей.
В связи с этим требуется глубокий и системный подход к решению этой важной проблемы на государственном уровне.
Итоги межрегионального Круглого стола
Мы предлагаем следующие меры по повышению безопасности жизни и здоровья водителей такси:
- внести изменения в административный и уголовный кодексы, повышающие ответственность за правонарушения против водителя во время исполнения служебных обязанностей;
- дать задание производителям разработать, сертифицировать и приступить к выпуску недорогих, легко устанавливающихся в салоне автомобилей защитных экранов;
- внести изменения в Техрегламент, вводящие обязательные требования по оснащению автомобилей такси конструкциями безопасности, защищающими водителя от нападения пассажиров;
- разработать предложения автозаводам по доработке конструкций серийных автомобилей с учетом требований такси с целью их дальнейшей централизованной закупки;
- предусмотреть установку в каждом автомобиле такси тревожной кнопки, подающей сигнал на пульт оперативных служб;
- предложить охранным предприятиям ввести льготные тарифы на защиту водителей такси (цена на абонентское обслуживание должна исчисляться не от периода обслуживания, а от фактически поступающих вызовов);
- более широко использовать системы видеонаблюдения в салонах автомобилей такси, передающие данные на общий сервер. О ведущемся видеонаблюдении информировать пассажиров надписями на табличках;
- разработать и широко запустить добровольные обучающие курсы по самообороне водителей;
Участники межрегионального Круглого стола считают необходимым отметить также несвоевременность идеи государственного регулирования тарифов на услуги легкового такси и введения единых цветовых гамм.
Пояснения:
Не разработан чёткий и понятный механизм расчёта тарифов в разных муниципальных образованиях в рамках одного региона. Это может привести в отрицательному перекосу баланса интересов пассажиров и перевозчиков, сложившемуся в течение нескольких последних лет благодаря законам рыночной экономики. Кроме этого, регулирование тарифов со стороны государства нарушит конкурентный принцип формирования рынка таксомоторных перевозок.
Введение единых цветовых гамм ни коим образом не обеспечивает безопасность водителей и пассажиров, не гарантирует поддержания и повышения качества предоставляемых услуг, не способствует снижению количества нелегальных перевозчиков.
Профессиональное сообщество неоднократно поднимало вопрос о практически полном отсутствии действий исполнительных органов власти и ГИБДД по выполнению своих обязанностей пресекать деятельность нелегальных таксистов. Это связано с недостатком сотрудников в уполномоченных органах, занимающимися непосредственно легковым такси в рамках региона, что в свою очередь создает огромные преференции частному извозу без регистрации и соблюдения требований транспортного и налогового законодательства.
За последний год на перевозчиков легковыми автомобилями такси наложили много дополнительных требований: повышение в два раза пенсионных отчислений, соответствие единым цветовым гаммам, установка системы ГЛОНАСС с 1 января 2014 года.
Таким образом, финансовые расходы участников таксомоторного бизнеса значительно увеличились. Это привело к тому, что существенная доля предпринимателей по всей России закрыли свои ИП и сдали разрешения на деятельность такси.
Можно смело предположить, что централизованное регулирование тарифов и введение обязательных цветовых гамм приведёт к очередному оттоку перевозчиков в теневую экономику, сильно ослабит легальный сектор таксомоторной отрасли и усложнит задачу контроля со стороны исполнительной власти.
Обсудив актуальные вопросы, стоящие перед профессиональным сообществом таксистов, участники межрегионального Круглого стола приняли следующие решения:
Рекомендовать региональным органам исполнительной и законодательной власти:
1. Не вводить единые цветовые гаммы для легкового такси
2. Не вводить тарифное регулирование цен на услуги легкового такси.
3.Предусмотреть выделение финансирования отдельной статьёй для создания отделов при уполномоченных органах по работе с субъектами предпринимательской деятельности в сфере пассажирских перевозок легковыми автомобилями.
4. Добавить в КОАП статьи, предусматривающие ответственность пассажиров за неоплату проезда в такси и за телефонное хулиганство. Разработать действенные механизмы привлечения за данные правонарушения.
5. Рассмотреть на ближайшем заседании Комиссии по безопасности дорожного движения вопрос «О неотложных мерах по созданию системы таксомоторного обслуживания населения», с приглашением представителей профессионального сообщества таксистов. 6. Принять меры по разработке комплексной программы развития таксомоторных перевозок, включающую в себя развитие инфраструктуры таксомоторных перевозок, меры по субсидированию разработки и производства защитных экранов для водителей такси, возрождения системы профессиональной подготовки, обеспечения равного доступа легальных перевозчиков к аэропортам и железнодорожным вокзалам, а также комплекс мер по действиям правоохранительных органов в отношении нелегального извоза и охране легальных водителей во время исполнения своих обязанностей.
Рекомендовать Государственной Думе:
Рассмотреть вопрос о введении в законодательные акты термина «диспетчерские службы» (информационные службы/службы приёма заказов легкового автомобиля) и прописать их права, обязанности и ответственность за предоставление информации о заказе нелегальным перевозчикам посредством любого вида связи.
Рекомендовать Министерству транспорта Российской Федерации:
1. Принять меры по подготовке положения об Общественном совете при Министерстве транспорта по деятельности такси и перевозок по заказу легковыми автомобилями и его созыве. 2. При определении принципов формирования Общественного совета учесть необходимость представительства в нём некоммерческих объединений таксистов, профсоюзов, представителей субъектов предпринимательской деятельности в сфере таксомоторных перевозок – по одному представителю от каждого региона, общества защиты прав потребителей, экспертов и представителей науки, а также постоянное участие в работе ОС представителей ГИБДД, ФНС, УГАДН, УФАС, РСА.
3. Выступить с законодательной инициативой по внесению поправок в Федеральный Закон «Об ОСАГО», предусматривающих в случае несоблюдения страховыми компаниями сроков выплат по страховому случаю с участием коммерческого транспорта начислений в полном размере понесённых убытков вследствие вынужденного простоя автомобиля
4. Отменить требование по обязательному оснащению автомобилей такси оборудованием ГЛОНАСС с 2014 года. Провести науно-практическую конференцию по особенностям использования технологий ГЛОНАСС в легковых перевозках (такси).
Рекомендовать Российскому Союзу Автостраховщиков:
1.Обратить внимание на страховые компании, допускающие отказы в оформлении страховых полисов ОСАГО для автомобилей легкового такси.
2.Обеспечить соблюдение страховыми компаниями сроков выплат согласно Федерального Закона «Об ОСАГО» и недопущение занижения сумм страховых выплат.
РекомендоватьНекоммерческим объединениям таксистов, профсоюзам, и предпринимателям, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров легковым такси:
1. Принять меры по доведению Резолюции круглого стола до руководства федеральных органов исполнительной и законодательной власти, Генеральной Прокуратуры Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей.
2. Принять меры по доведению Резолюции межрегионального круглого стола представителей отрасли такси до руководства исполнительной и законодательной власти регионов, размещению ее в средствах массовой информации, в социальных сетях, на форумах.
3. Провести общие собрания субъектов предпринимательской деятельности, на которых ознакомить сотрудников с текстом данной Резолюции. В случае согласия с её положениями направить по адресу 300012, г.Тула, а/я 1989 подписанный протокол собрания с отметкой о присоединении к решениям межрегионального Круглого стола.
Последние комментарии