Всвязи с многими казусами опубликованными в статье инструкции для сотрудников ДПС и Полиции (http://taxi-forum.ru/node/17362), разработанной членами НСТ, публикую подборку нормативных актов действующую в ТРАНСПОРТНОМ ПРОФСОЮЗЕ. В процессе осуществления своих профессиональных обязанностей сотрудникам органов внутренних дел России приходится ограничивать имущественные права физических и юридических лиц. Причем такие правоограничения связаны с вовлечением лиц в уголовное судопроизводство, производство по делам об административных правонарушениях и др.
Среди мер по обеспечению производства по делам об административных правонарушениях согласно КоАП РФ имеются такие, которые ограничивают имущественные права: изъятие вещей и документов (ст. 27.10), задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации (ст. 27.13), арест товаров, транспортных средств и иных вещей (ст. 27.14), временный запрет деятельности (ст. 27.16) и др. Перечисленные процессуальные действия являются инструментарием в деятельности органов внутренних дел для выполнения возложенных на них обязанностей в соответствии с Законом РФ "О милиции", которые могут быть сопряжены с различными нарушениями. Например, в настоящее время существует проблема соблюдения законности сотрудниками ОВД при ограничении права собственности на автотранспортные средства физических и юридических лиц в связи с производством по делам об административных правонарушениях.
Ограничение права собственности на автотранспортные средства достаточно часто встречается в правоприменительной практике. Например, в 2005 г. сотрудниками Управления ГИБДД УВД Смоленской области только одна из мер по обеспечению производства по делам об административных правонарушениях - задержание транспортного средства - применялась 30686 раз. Поэтому с целью предотвращения неправомерных действий необходимо уточнить ряд конкретных действий сотрудников органов внутренних дел при изъятии автомобилей. Здесь и далее по тексту под изъятием мы предлагаем понимать применение сотрудниками органов внутренних дел мер, временно ограничивающих пользование автотранспортным средством или связанных с запретом его эксплуатировать <1>, в том числе задержание транспортного средства в связи с производством по делу об административном правонарушении. Последнее представляет собой временное принудительное прекращение использования транспортного средства, включающее (в случае невозможности устранения причины задержания на месте выявления административного правонарушения) помещение его на специализированную стоянку - специально отведенное охраняемое место хранения задержанных транспортных средств.
Еще для сотрудников полиции: В присутствии двух понятых необходимо отразить ход и результаты процессуального действия в протоколе. Бланк протокола о задержании транспортного средства в связи с производством по делам об административных правонарушениях приведен в приложении 1 к Приказу МВД России от 19 марта 2004 г. N 187 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2003 г. N 759" . О задержании транспортного средства может быть сделана запись в протоколе об административном правонарушении. При участии сотрудника ДПС ГИБДД или специалиста, а по возможности и при участии его владельца составляется, соответствующий протокол (акт технического состояния данного транспортного средства) с подробным описанием количественных и качественных характеристик, всех индивидуальных признаков, позволяющих выделить объект из числа ему подобных и обусловливающих его доказательственное значение, а также описью находящегося в автомобиле имущества. Данный документ может способствовать избежанию претензий владельца о якобы появившихся при изъятии и последующем хранении повреждениях, а также доказыванию реального ущерба в виде расходов по восстановлению нарушенного имущественного права владельца автомобиля и др. При этом целесообразно фиксировать фото- и киносъемкой или видеозаписью ход и результаты данного действия.
Отметим, что в протоколе следует указать данные о том, как опечатан автомобиль (опечатываются конструктивно предусмотренные места доступа в транспортное средство), должны быть подписи понятых, владельца или его представителя и сотрудников ОВД.
Составленный о произведенном процессуальном действии протокол подписывается лицом, производившим изъятие транспортного средства, понятыми и присутствовавшими при этом лицами, в том числе лицом, у которого производилось изъятие, а в случае его отсутствия - совершеннолетним членом его семьи или представителем юридического лица. Копия протокола выдается лицу, у которого произведено изъятие автомобиля, а в его отсутствие - совершеннолетним членам его семьи либо представителям физического (юридического) лица, а также лицу, ответственному за хранение транспортного средства.
Ответственность за сохранность изъятого автомобиля до момента определения места его хранения лежит на должностном лице, в производстве которого находится дело. Поэтому доступ водителя (владельца, представителя владельца) к изъятому транспортному средству осуществляется в присутствии лица, ответственного за его хранение.
Далее возникает вопрос о том, как поступать с изъятым автомобилем. Например, таможенным органам для минимизации возможных расходов рекомендуется при наложении ареста или при проведении изъятия товаров и транспортных средств, являющихся вещественными доказательствами по делу о нарушении таможенных правил, в качестве лица, которому вверяются арестованные (изъятые) товары и транспортные средства, определять фактического владельца такого имущества. Такие рекомендации приемлемы и для деятельности сотрудников ОВД, но вариант передачи на хранение автомобиля владельцу не всегда возможен. Тем более, действия с задержанным в порядке ст. 27.13 КоАП РФ автомобилем регулируются особым образом. Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 2003 г. N 759 утверждены "Правила задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации", согласно которым должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о соответствующем административном правонарушении, осуществляет в пределах своей компетенции необходимые действия по отстранению водителя от управления транспортным средством и направлению транспортного средства на специально отведенное охраняемое место хранения задержанных транспортных средств - специализированную стоянку.
И ещё: Письмо ГТК РФ от 14 января 2002 г. N 01-06/1306 "Об Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2001 года N 202-О" // СПС.
Задержанное транспортное средство вывозится на специализированную стоянку при помощи другого наземного транспортного средства, с обязательным отражением необходимых данных в журнале учета задержанных транспортных средств, помещенных на специализированную стоянку.
В соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора, понуждение здесь не допускается, за исключением случаев, специально предусмотренных ГК или иным законом. Но в ГК ничего не говорится о возможности принудительного заключения договора хранения вообще и в отношении транспортных средств в частности.
Гражданское законодательство не выделяет автотранспортные средства в отдельную категорию вещей и не устанавливает особый порядок обращения с ними. Автомобиль с точки зрения гражданского законодательства - обычная движимая вещь, пользование и распоряжение которой осуществляется по общим правилам гражданского оборота.
В ст. 886 ГК РФ договор хранения определен как обязательство, по которому хранитель должен хранить вещь, переданную ему поклажедателем, и возвратить ее в сохранности. Договор относится к группе обязательств, направленных на выполнение работ (оказание услуг). Сторонами договора хранения являются хозяйствующий субъект, эксплуатирующий автостоянку, и владелец транспортного средства. Необходимые условия для заключения договора: транспортное средство помещается на место хранения, услуги по хранению оплачиваются, в подтверждение заключения договора владельцу транспортного средства выдаются сохранная расписка, квитанция, свидетельство или иной документ, подписанный хранителем (ч. 2 ст. 887 ГК РФ). Очевидно, что данный договор заключается принудительно, без согласия владельца транспортного средства. При этом навязывается одно из существенных условий договора - оплата услуг хранителя.
Таким образом, по смыслу действующего законодательства, постановка транспортного средства на платную автостоянку без согласия его владельца с взиманием какой-либо оплаты за хранение, "даже с оплатой по обычному тарифу" <7>, является понуждением к заключению договора хранения, что запрещено законом.
Последние комментарии