Я понимаю, что СРО это не панацея от всех бед таксистов, но тем не менее общественным организациям многое по плечу. Мало кому из таксистов пришлось бороться со своим местным законом о такси, который шел в разрез не только с нормами федеральных законов и Конституции, но и в разрез нормам здравой морали. Тем не менее с 2007 года закон есть, но он не работает и мало того в июле 2010 года решением Конституционного суда была отменена ключевая статья закона, после чего он просто развалился и чиновники опустили руки. Тут правда пришла новая "пилюля" в виде 69-ФЗ, но и в нем масса противоречий и нарушений. Попробуем привлечь общественное мнение всех перевозчиков на Всероссийском съезде, который состоится 4 июля в городе Москве на площадях ТПП под эгидой Минтранса, по инициативе Краснодарского СРО.
Президенту Союза транспортников России, Председателю комитета по транспорту и экспедированию Торгово-промышленной палаты Российской Федерации В.Б. Ефимову |
САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ АССОЦИАЦИЯ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ
(СААП)
115419, г.Москва, ул.Орджоникидзе,11
т/ф (495) 795 07 68
e-mail:saap@bk.ru
"14" июня 2011 г. № АС 027/11
На № ______от __________200__г.
Уважаемый Виталий Борисович!
10 июня 2011 г., в Министерстве транспорта Российской Федерации прошло совещание, по итогам которого принято решение провести 4 июля 2011 года, в городе Москве, Всероссийскую конференцию представителей таксомоторной отрасли.
В соответствии с поручением заместителя Министра транспорта РФ Н.А. Асаула, по подготовке Всероссийской конференции представителей таксомоторной отрасли, прошу Вас, обратится к руководству Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, с просьбой рассмотреть возможность проведения данного мероприятия в конгресс – зале ТПП РФ.
Приложения:
Предложения по реализации Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в части регулирования деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации – 5 стр.
Генеральный директор
Саморегулируемой ассоциации
автомобильных перевозчиков С.Е.Швагерус
Предложения по реализации Федерального закона
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,
в части регулирования деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации
Одной из важнейших составляющих транспортной системы любого города Российской Федерации является таксомоторный транспорт и инфраструктура, обеспечивающая его эффективное функционирование. Таксомоторное обслуживание призвано обеспечить максимально безопасные, комфортные, мобильные и эффективные с точки зрения логистики, перевозки пассажиров.
Рынок таксомоторных перевозок в Российской Федерации с момента распада советской системы такси, дерегулирования и отмены лицензирования автотранспортной деятельности в 2005 году является по своей сути анархичным. Выход на него совершенно свободный и не обременен никакими условиями и требованиями.
Обеспечить систему доступа на рынок и ввести минимальные обязательные требования к подвижному составу и водителям такси такую задачу, призван решить Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятый в апреле 2011 года. Региональная специфика деятельности такси, а также дополнительные требования устанавливаются законами субъектов РФ.
Однако необходимо отметить, что фактически воспроизведенная (с отдельными изменениями и в усеченном виде относительно ранее действующих лицензионных требований) в проекте Федерального закона система лицензирования деятельности такси (отмененная в 2005 году в связи с неэффективностью данного метода государственного регулирования) предусматривает создание государственных уполномоченных органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, выдающих специальные разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Как показывает международная и Российская практика государственного регулирования рынка таксомоторных перевозок применение только подобных мер не приводит к вытеснению нелегитимных перевозчиков, сведению к минимуму частного извоза и экономическому развитию отрасли.
Вместе с тем, в Российской Федерации, в ближайшие годы, будет проводиться ряд международных спортивных и политических мероприятий: универсиада в Казани, Сочинская олимпиада, саммит АТЭС, чемпионат мира по футболу. Транспортному обслуживанию гостей будет уделяется повышенное внимание. Учитывая, что по экспертным оценкам, потребность обновления парка подвижного состава рынка такси в Российской Федерации, в ближайшие десять лет оценивается минимум в 1 000000 автомобилей, национальная система таксомоторных перевозок не должна замыкаться только на выдаче государством разрешений на осуществление деятельности такси, но и обеспечивать экономические условия для развития отрасли.
Анализ сложившейся ситуации на зарубежных рынках такси, а также принятых Правительствами разных стран Европы и США директив и постановлений, касающихся правил доступа на этот рынок, (по данным исследований Международного Союза Автомобильного Транспорта (IRU – InternationalRoadTransportUnion) и Института экономики транспорта (Норвегия), исследования «Такси за рубежом», написанного для голландской индустрии такси (EIMBusiness & PolicyRecearch 2002), книги «Такси и справочник транспортных средств для найма» (Фабер 2001), в целом позволяет сделать следующие выводы:
В 13 странах Европы: Австрии, Бельгии, Финляндии, Франции, Германии, Венгрии, Ирландии, Нидерландов, Норвегии, Испании, Швеции, Швейцарии и Великобритании, в большинстве штатов США, при полном или частичном государственном регулировании в числе основных критериев доступа на рынок, допуска к профессии являются требования не только к подвижному составу, но и в первую очередь к профессиональной компетенции операторов и водителей такси, репутации и надежности (криминалистическая проверка), наличие банковской гарантии или резервного фонда из расчета на каждое транспортное средство.
Международный опыт показывает, что пройдя через дерегулирование таксомоторной деятельности, большинство стран были вынуждены отказаться от подобного плана развития и искать новые пути регулирования рынка таксомоторных перевозок, касающимся, прежде всего контроля над тарифами, ужесточения требований к квалификации и профессионализму водителей и операторов такси, финансовым гарантиям ведения бизнеса и экономической поддержке государства в реализации программ развития такси.
Неэффективность дерегулированных рынков такси оправдывает введение государственного регулирования, только в случае если оно приводит к более эффективному результату, чем его отсутствие, в противном случае государственная интервенция создает искажение, которое разрушает стимул рынка к производительности, эффективности и более низким потребительским ценам, способствуя необоснованному увеличению расходов государства на поддержание этой схемы. Чистые государственные расходы не должны перевесить расходы на общественные нужды при проявлении неэффективности рынка. При этом они должны быть оправданны и приводить к получению не только социальной, но и экономической выгоды.
В большинстве стран эффективное государственное регулирование деятельности такси достигается за счет разумного сочетания прямого государственного участия в допуске на рынок – выдача государством специальных разрешений на осуществление деятельности – лицензий и экономических механизмов, позволяющих регулировать качественный и количественный критерий таксомоторных перевозок.
Согласно диссертации А.В. Анисимовой, защищенной в 2006 г. в Московском автомобильно-дорожном институте (государственном техническом университете) по теме: «Пути реформирования экономического механизма регулирования рынка таксомоторных перевозок (на примере крупных городов Российской Федерации)», в которой предложена «Концепция развития таксомоторного транспорта для крупных городов РФ на долгосрочную перспективу», главными задачами регулирования должны являться:
Обеспечение общественной безопасности и конкурентоспособности, предоставление равных условий для всех участников рынка;
Гарантия защиты прав потребителей (пассажиров);
Доступность и безопасность предоставляемых услуг;
Достижения соответствующего уровня качества сервиса;
Поддержание обоснованной рентабельности и финансового потенциала таксомоторных парков;
Формирование и совершенствование системы стандартов таксомоторной деятельности.
Основными механизмами государственного регулирования таксомоторной деятельности должны являться не только механизмы осуществления допуска на рынок операторов и водителей такси, но и механизмы:
Обязательного страхования пассажиров;
Регулярная аттестация и повышение квалификации операторов и водителей такси;
Финансовые гарантии ведения бизнеса таксомоторных перевозок.
Для эффективного развития национального рынка таксомоторных услуг, по мнению профессионального сообщества и отраслевой науки, наряду с необходимым государственным регулированием деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, необходимо и развитие механизмов саморегулирования деятельности операторов такси.
В сегменте перевозок такси по Российской Федерации, сегодня насчитывается несколько десятков организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности в сфере такси, в том числе и с целью саморегулирования. Идет активный процесс объединения мелкого и среднего бизнеса для решения экономических задач и снижения производственных издержек. В городах – «миллионниках» объединения таксомоторных предприятий все более активно включаются в процесс принятия решений властью, осуществляется координация действий между профессиональными сообществами, выстраивая системообразующие элементы саморегулирования на рынке таксомоторных перевозок. Так на сегодня, налажена координация и взаимодействие профессиональных объединений и саморегулируемых организаций Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Краснодара, Нижнего Новгорода, Уфы, Казани, Самары, Чебоксар, Кургана, Перми, Новгорода, Кирова, Воронежа.
В условиях появления Федерального закона, устанавливающего государственный допуск на рынок таксомоторных перевозок, появилась уникальная возможность выстроить систему саморегулирования деятельности такси без введения нормы обязательного членства в саморегулируемой организации в федеральном законодательстве.
Речь идет о схеме (с некоторым отличием), успешно применяемой за рубежом и в России, на протяжении 36 лет в международных автомобильных перевозках – выдача разрешений на осуществление деятельности государством с одновременным членством в саморегулируемых организациях по типу АСМАП, обеспечивающим вышеупомянутые экономические механизмы и выполняющим функции подготовки к получению государственного разрешения и контроля за деятельностью операторов такси.
Подобная схема регулирования такси применяется в Нью-Йорке, где роль саморегулируемой организации выполняет неправительственная организация «Комитет по такси и лимузинам», а лицензии выдает мэрия Нью-Йорка.
Для реализации этой схемы мы предлагаем, на данном этапе, приступить к созданию на федеральном уровне корпоративного образования – некоммерческой организации, с публичными функциями и функциями регулятивного арбитража – Национального совета такси Российской Федерации. Национальный совет такси Российской Федерации создаётся некоммерческими и саморегулируемыми организациями такси в целях обеспечения общественных интересов, формирования единых подходов к осуществлению деятельности такси, выработки единой позиции по вопросам регулирования деятельности такси, координации деятельности некоммерческих и саморегулируемых организаций такси, а также в целях взаимодействия саморегулируемых организаций такси с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и потребителями услуг в сфере такси.
Основными задачами НСТ на среднесрочную перспективу могут являться:
Координация мероприятий по реализации Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
Подготовка изменений в законодательство;
Подготовка экономических программ развития такси;
Развитие современных региональных программно-аппаратных комплексов ИДС такси.
Координация создания саморегулируемых организаций такси в регионах.
Для создания Национального совета такси необходимо в июне 2011 года собрать Всероссийский съезд представителей таксомоторной отрасли, что в условиях принятия Федерального закона является объективной необходимостью. В проведении съезда заинтересованы все некоммерческие организации сферы таксомоторных перевозок.
Эффективная реализация положений Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», несмотря на полномочия исполнительных органов власти регионов, требует создания постоянно действующей структуры федерального уровня.
Проведение Всероссийского съезда такси в преддверии вступления в действие положений Федерального закона позволит провести необходимую информационную работу, консолидировать добросовестное бизнес – сообщество, выработать единую позицию власти и профессионалов, подготовить рекомендации для разработки и принятия законов субъектов Федерации, даст импульс для объединения профессионалов в региональные некоммерческие организации, снимет напряженность в отрасли.