Где правовые нормы в такси? В обычный выходной день таксист едет по своим делам и его останавливает инспектор ГИБДД и выписывает штраф за отсутствие путевого листа или в выходной машина такси едет без символики такси и приходит штраф с камеры фото и видео фиксации об отсутствии фонаря такси на крыше.
Для начала публикуем ответ генеральной прокуратуры на депутатский запрос А.С Старовойтова по этому вопросу и далее попробуем разобраться в правовых коллизиях.
Александр Старовойтов От многих участников рынка такси поступают обращения на предмет проводимых контрольно-надзорными органами проверок прохождения водителями и транспортными средствами предрейсовых медицинского и технического осмотров. Иногда водители следуют именно к месту проведения ПМО и ТО, однако, их подвергают проверкам и наказанию за отсутствие отметок в путевом листе. Я посчитал целесообразным обратиться в Генеральную Прокуратуру РФ для разъяснения этого вопроса и вот какой ответ поступил. (Надеюсь, это хоть как-то поможет облегчить свою деятельность тем, кто не хочет нарушать Закон, но страдает в силу не должной компетенции некоторых сотрудников)
Роман Круглов Помимо опознавательного фонаря, в законодательстве присутствуют и другие признаки того, что авто задействовано в такси. Как цветографическая схема, к примеру.
Господин заместитель генерального прокурора поторопился с ответом.
Упор в ответе ему стоило сделать на самом факте осуществления коммерческой деятельности в конкретный момент и том, как этот факт должен влиять на составление протокола, ибо мнения здесь расходятся не только у правозащитников, но и у самих сотрудников ДПС.
Игорь Вадимыч Я вообще не пойму как можно упоминать самозанятых в контексте 69-ФЗ?!
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", водителем транспортного средства является лицо, управляющее транспортным средством. Водитель может управлять транспортным средством
- в личных целях либо
- в качестве работника
- индивидуального предпринимателя.
Иных статусов для водителей не предусмотрено.
Возникает вопрос: каким образом путевые листы попадают в руки водителей автомобилей такси? Ответ: на основании арены ТС с экипажем, т.е. гражданско-правового договора.
Обратимся к первоисточнику - ч.4 ст. 5.27 КоАП РФ
"Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей"
Зачастую сотрудники ДПС не понимают, что даже будучи надлежащим образом внешне оформленный автомобиль, статус автомобиля такси приобретает лишь после заключения публичного договора фрахтования.
Пока трудовые инспекции не акцентирует внимание на отсутствие трудовых отношений в такси, порочная практика торговли разрешениями и путевыми листами не прекратится. Вопрос должен ставиться конкретно: либо ты таксист, либо бомбила. Частично беременных в природе не бывает
Станислав Швагерус но ведь за передвижение автомобиля, имеющего разрешение на перевозку пассажиров и багажа легковыми такси без опознавательного фонаря - тоже штраф! Коллизия однако..
Почти 2 тыс. такси без идентификационных знаков выявили дорожные камеры в Москве с начала 2019 г., сообщили Агентству городских новостей «Москва» в пресс-службе Московской административной дорожной инспекции (МАДИ).
«С начала 2019 г. комплексы автоматической фотовидеофиксации зафиксировали в Москве 1 тыс. 889 случаев, когда на такси отсутствовали цветографическая схема в виде «шашечек» или опознавательный фонарь. Фотографии с дорожных камер поступали в Московскую административную дорожную инспекцию, где сотрудники проверяли соблюдение таксистами правил перевозки пассажиров и багажа», - сказали в пресс-службе.
В ведомстве также напомнили, что, если автомобиль зарегистрирован как такси, по закону он всегда должен быть оборудован определенным образом. Источник
Верховный суд считает иначе чем прокуратура
Игорь Вадимыч Мнение прокуратуры противоречит решениям Верховного суда и если в прокуратуре считают: "В ведомстве также напомнили, что, если автомобиль зарегистрирован как такси, по закону он всегда должен быть оборудован определенным образом".
____________________________________________________
Постановление ВС РФ от 18 декабря 2015 г. N 5-АД15-35
В силу положений пункта 18.2 Правил дорожного движения (в редакции действовавшей на момент совершения административного правонарушения) на дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14, не запрещены движение и остановка транспортных средств, которые используются в качестве легкового такси.
Вместе с тем наличие у Шапошникова С.Л. разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси безусловно не свидетельствует о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство « » использовалось Шапошниковым С.Л. в качестве легкового такси, соответствующих доказательств в ходе производства по делу не представлено.
Как должностные лица уполномоченного органа могут составлять протоколы как в условиях надзорных каникул, так и в их отсутствие?
Скажу проще: каковы основания и за какие нарушения, ведь полномочия по их составлению лишь при осуществлении регионального госконтроля.
Так кого таксистам слушать - Заместителя Генерального Прокурора Российской Федерации или Судью Верховного Суда Российской Федерации?
Сергей Кузин Хотя не все так просто, как пишет прокуратора. К сожалению в законодательстве, в .т.ч. и федеральном (КоАП) используется нигде не определенное понятие "выпуск на линию", а Минтранс, издавая приказы, забывает, что ИП - это не какой то самостоятельный субъект права, а всего лишь статус физического лица и имущество, используемое для предпринимательской деятельности, является имуществом физлица, причем часто находится еще и в семейной собственности. Так раньше, например, Центробанк не понимал этого, и банки заставляли ИПэшников самим себе зарплату выписывать.
Откуда ноги проблемы растут тоже понятно - из практики покупики "лицензий" исключительно для езды по выделенки. Но может бороться с этим надо не ограничивая права собственности граждан? Иначе тогда "такситу" ИПэшнику надо две машины покупать - одну для работы, вторую для личных целей)))) Нет, были бы доходы, это позволяющие))))))))) А тут доходы такие, что не знаешь, где денег взять на каско с осаго.
Ирина Ларченкова Другой вопрос. Я ИП без сотрудников. На личном, имеющем разрешение, автомобиле (другого у меня нет) в свой выходной везу свою собачку на свою дачу/ свою мать на встречу со своей теткой (обеим под 80)/ их же ко врачам/продукты из мазазина/ много еще житейских случаев. Я должна перед каждым выездом рисовать путевку? Извините, но нахождение на работе 24/7/365 это рабовладельческий строй и нарушение Конституции.
Artem Ovechkin Автомобиль такси- это рабочее место, к которому работник допускается только после прохождения ТО и ПМО, как пилот- к самолёту, военный- к оружию и так далее. Было бы странно, если бы пилот подлетал в аэропорт на рабочем самолёте и только потом проходил медкомиссию.
Геннадий Мирошин Ответ Прокуратуры написан в лучших традициях подготовки ответов административными структурами. По содержанию первого абзаца понятно, что вопрос касался такой категории водителей как "самозанятые", поэтому "очень логично" было далее по тексту получить ответ в отношении "индивидуальных предпринимателей". Самозанятые, это далеко не индивидуальные предприниматели, но поскольку все нормы текущего законодательства регулируют отношения с фирмами-такси только в случае юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, то и в ответ поместили нормы не для самозанятых, а для индивидуальных предпринимателей - хорошо, что не ответили текстами норм, ссылаясь на юридических лиц. Это сделано в расчете на то, что и так проскочит, и никто не разберется. По самозанятым ответ должен был быть отрицательным - они не могут выполнять функции водителя такси, и это важно, и очень жаль, что это не прозвучало в ответе такого уважаемого органа, как прокуратура.
Последние комментарии