Быть ли страховке пассажиров в такси? Сейчас этот вопрос актуален как никогда, и вовсе не из-за того, что многие считают этот шаг всего лишь пиар-акцией агрегаторов, просто, на мой взгляд, все уже отчаялись найти выход из той ситуации, в какую угодило такси в последнее время.
11.10.2017 года в Государственную думу депутатом С.А.Жигаревым был внесен законопроект, в котором прописаны вопросы страхования перевозчиками пассажиров такси. Пояснительная записка к документу информирует, что необходимо четко определить и законодательно закрепить действия не только агрегаторов и таксопарков, но и самих водителей, для того чтобы можно было однозначно определять ответственных в случае того или иного нарушения.
Предлагается установить обязательное страхование пассажиров такси, а также дать определение «агрегаторов», через которых зачастую работают водители и транспортные компании. Данный термин будет означать организацию или индивидуального предпринимателя, предоставляющего в интернете в отношении услуги по перевозке пассажиров легковым такси возможность потребителю одновременно ознакомиться с информацией об услуге, оказываемой перевозчиком по договору возмездного оказания услуг, заключить с перевозчиком договор возмездного оказания услуг, а также произвести предварительную оплату указанной услуги непосредственно на банковский счет такой организации (индивидуального предпринимателя).
Помимо страхования ответственности, агрегаторы такси должны будут размещать всю необходимую информацию на своем сайте, а при заключении договора на перевозку - предоставлять данные о номере и дате заказа, марке, модели и цвете автомобиля, его государственном регистрационном номере, ФИО водителя, времени подачи машины и маршруте ее передвижения к потребителю. Законопроект на сайте Государственной Думы РФ.
Чего хотят добиться при помощи страховки пассажиров в такси? По мнению Станислава Швагеруса, бывшего исполнительного директора НСТ, а ныне председателя ОД «TAXI-2018»: Сейчас организацию перевозок осуществляют крупные цифровые платформы — «Яндекс», Uber, Gettaxi, и необходимо разработать системные меры по контролю за данными, которые аккумулируют такие крупные цифровые платформы. Они уже будут выставлять соответствующие требования водителям, выполняющим заказ.
Во многом Станислав Швагерус прав, но и таксисты вряд ли согласятся добровольно передать эти «новые функции» ЯндексТакси. Ведь тогда законодательно пытаются закрепить передачу данных всех «агрегаторов», а по сути каждой диспетчерской службы такси. А компании которые не передают данные никуда, то есть не сотрудничают с Яндекс и Максим, Сатурн, Везёт, Поехали, Пчёлка, Арбат, Тройка, Раш, УП и прочими, а их по стране 50-60% тоже не смогут официально работать и уйдут в тень.
«Агрегаторы» уже начали страховать пассажиров. Но как? К примеру, Wheely в начале сентября договорился с компанией ВСК о страховании всех пассажиров. Сумма страхования пассажира составляет 2,5 млн рублей, в список страховых случаев входят травмы, инвалидность и смерть пассажира при ДТП.
Угадайте за чей счет? Конечно, все расходы легли прямиком на итак еле сводящего концы с концами водителя, кроме своей премии в 20%, Wheely стал принудительно списывать стоимость страховки с каждой поездки по 12.5 рублей. Но, что примечательно, застрахованы только пассажиры, а не водитель! И если посчитать количество поездок на одном автомобиле в год, если он работает со сменными водителями в круглосуточном графике, то получается, что страховка выльется в сотню тысяч рублей и при этом эту страховку НАВЯЗАЛИ партнерам не оставив им выбора.
Следом свою программу в тестовом режиме запустил Яндекс.Такси. Максимальная сумма компенсации в случае несчастного случая составит 2 млн рублей. На эту сумму застрахован и водитель, и каждый находящийся в машине пассажир. В компании подчеркнули, что запуск программы не приведёт к росту тарифов, поскольку все страховые взносы «Яндекс.Такси» оплачивает за свой счёт.
С 5 октября программа страхования действует в Калининградской, Кемеровской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Самарской и Томской областях, в Краснодарском и Красноярском краях, а также в Татарстане и Чувашии. В 2018 году компания планирует запустить программу во всех российских регионах присутствия. Со страховыми компаниями Allianz, «ВТБ Страхование» и «Ингосстрах» Яндекс.Такси договорилось об упрощённой и ускоренной системе выплаты компенсаций.
Такси Максим тоже объявило о начале страхования пассажиров на время поездки. Максим сформировал собственный фонд защиты своих клиентов от транспортных происшествий с неограниченным размером выплат. Программа защиты "Максим-гарантия" начала действовать с октября и распространяется на всех пассажиров и водителей "Максим". Фонд гарантирует выплаты при ДТП и других чрезвычайных ситуациях, при этом суммы не называются и не упоминаются участвующие страховые компании. Компания на себя берет все компенсации при несчастном случае.
В середине сентября тестировать программу начал Uber: компания страхует пассажиров на время поездки на сумму до 500 тысяч рублей. Как всегда по Ubtr, вся информация покрыта мраком.
Gett пока не предлагает услуги страхования, но «занимается изучением этого вопроса».
С чем столкнуться страховые компании страхуя пассажиров в такси?
Чем ниже цены в такси,тем ниже уровень квалификации водителей и тем больше ДТП. Тем временем Россия бьет рекорд за рекордом по самым низким ценам на такси в мире. Российское такси одно из самых дешевых в мире и, если судить по данным Taxi Price Index 2017, уступает только Каиру и Бангкоку.
Агрегаторы уже несколько раз снижали минимальную цену поездки. В последние годы агрегаторы, по сути, тоже работают в минус, отвоевывая долю рынка. Всего за 2016 год скорректированный убыток «Яндекс.Такси» составил 2,1 млрд рублей. Убытки Gett в России составили 1,5 млрд рублей. Глобальный убыток Uber – $2,8 млрд. Но при этом рост стоимости акций Яндекс привлекает всё новых и новых инвесторов на этот достаточно непрозрачный рынок. Принцип привлечения инвестиций работает как в пресловутой «МММ»: деньги идут на доплаты водителям и чем больше их приходит, тем больше выполняется заказов, тем больше привлекая новых инвесторов, реагирующих на рост количества выполняемых поездок.
Как это влияет на заработок водителя? С такими ценами на такси, водители не то, что не зарабатывают, они не могут покрыть собственных расходов, работают в минус. Таксисты работают по 16-18 часов в смену, чтобы как-то оставаться «на плаву», количество ДТП из-за этого возрастает примерно на 30% из года в год. Гибнут люди, наши сограждане и никого это не волнует. Как работают наши законопроекты, особенно в области транспорта, можно судить уже по тому, как «работает» закон с 01.06. 2017, запрещающий работать на территории Российской Федерации водителям с иностранными правами. Красиво его обошли, а?
Основные точки притяжения мигрантов – две столицы: Москва и Питер уже давно оккупированы выходцами из Азиатских республик.
«В Петербурге, втором по населению городе России, около 70% водителей официальных перевозчиков — иностранцы. Если их уволить, город просто встанет — говорит Киселев. — Сейчас в Петербурге только около 8% водителей смогли заменить права». В Москве директор Мосгортранса Евгений Михайлов в эфире радиостанции «Говорит Москва» заявил, что запрет на работу с иностранными правами негативно повлиял на количество водителей. По его словам, дефицит водителей на предприятии сегодня составляет порядка 2,5-3 тыс. человек.
Но это в автобусных перевозках, а в такси всё гораздо проще: «Мигранты никуда не делись. Сейчас большинство работают через агрегаторов, водители без российских прав обычно снимают со своих машин все обозначения такси и ездят себе спокойно, никто их не трогает и не проверяет», — считает Амосов, цитирует мои слова "Вести" Московская область выдала самое большое количество разрешений на деятельность «такси» по России и все прекрасно понимают, что эти машины в большей части работают в Москве, не имея желтой окраски, а, следовательно, не выделяются из транспортного потока. А в Госдуме кто-нибудь задумывался о том, что мигранты, зарабатывая в столице, и отправляя выручку на свою историческую родину, возможно, тем самым поддерживают ИГИЛ, не говоря уже о том, что эти деньги просто выводятся из экономики нашей страны. И уж, конечно, не вспоминая о том, что сограждане (электорат, кстати) лишаются рабочих мест.
Так к чему я про автобусные перевозки вспомнил? Так всё про страховку пассажирских мест. Итак, в автобусных перевозках старховка одного пассажироместа обходится перевозчику 820-840 рублей в год. А проишествий с автобусами, учитывая, что за рулем те же мигранты, что и в такси, не меньше чем с такси, хотя на городских маршрутах и цены на поездку выставляет государство.
Вся эта возьня вокруг страховки пассажирских мест по любому получит свое продолжение: москвичка Елена Гращенкова, пострадавшая в ДТП по время поездки на Яндекс.Такси, подала иск в Тушинский районный суд Москвы, требуя взыскать с компании 60 миллионов рублей. Кстати, Елена была на МЕФТ и выступала там в отдельной сессии посвященной страхованию пассажиров, обязательно постараюсь осветить ход судебного процесса, до начала которого осталось менее.пары недель.
Но сама идея парламентария Жигарева (в первый раз слышу эту фамилию) о регулировании деятельности такси через страхование пассажиров представляется абсурдной. "В связи с этим, также следует законодательно регламентировать действия агрегаторов и таксопарков, отдельных водителей и определить кто из субъектов предпринимательства и за какие действия несет ответственность в случае совершения правонарушения" из пояснительной записки к ФЗ. Ведь предпологается, что водитель такси застрахует пассажира посредством агрегатора. Получается, что все таксисты должны работать под агрегаторами?
Олег Амосов специально для TAXI-FORUM.RU